Дагир Хасавов: "Мы ответственны за таджиков, которых приручили" (ВИДЕО)

Д.Хасавов
Хотелось бы узнать об итогах мероприятий, которые были проведены в Душанбе и в Стамбуле по поводу ситуации с заключенными оппозиционных движений Таджикистана. В чем итог этой миссии?

Была проделана определенная, достаточно серьезная работа. Мы не ограничились тем, что получили информацию от родственников, близких, от СМИ. В последующем будет подготовлен аналитический материал на нескольких языках: арабском, турецком, сейчас завершаем русский вариант. Есть иллюстрации, фамилии, имена, список заключенных, арестованных, измученных, убитых, не без помощи, как мы считаем, таджикских властей – во всяком случае, органов, контролирующих исполнение законов. В общем, речь о нарушении прав человека в Таджикистане. Этот документ уйдет в Совет Федерации, в Комитет по международным отношениям, в Госдуму, и, соответственно, в Кремль, в правительство – во все государственные властные структуры. Понятно, все международные организации – ООН, ОБСЕ – также получат этот доклад. Почему? Потому что в 1997 году Россия выступала гарантом обеспечения мира в Таджикистане, с участием семи стран-наблюдателей, и все должны узнать, что происходит в Таджикистане. Что за люди сидят, почему они сидят, почему преследуются, как мы считаем, не по принципу нарушения каких-то законов, а, в том числе, за вероисповедание, за связь с ПИВТ – Партией исламского возрождения Таджикистана. Аресты родственников, близких, адвокатов, адвокатов адвокатов – все это свидетельствует о том, что в Таджикистане не хотят иметь никакого инакомыслия, иной точки зрения, особенно связанных с вопросами веры, которая в современном мире используется как идеология.

Но я лично всегда считал, как мусульманин, что ислам – вне идеологии. Христианство в Древнем Риме использовали в государственной политике. Таджикистан идет практически по этому же пути.

Вот в пункте 3 у нас идут нарушения: смерти, травмы, заявления о пытках и жестоком обращении, незаконные аресты, отравления, убийства – как детектив, но, к сожалению, это реальность Таджикистана. Отдельным разделом идут нарушения международных норм и свобод человека. Таджикистан не существует на Луне – он находится в определенном правовом пространстве. Таджикский лидер ездит по миру, презентует свое государство, как правовое, демократическое, светское, дистанцируется от ислама, видя в нем что-то плохое. Хотя если бы он мог инкорпорировать исламское право и, наоборот, использовать умеренность, которую дает ислам, он бы не бросался в такие крайности.

Мы считаем, что там действительно есть глобальные нарушения прав человека. Нет прозрачности судебной системы, нет прозрачности проведений следствия. И об этом свидетельствуют сотни писем, которые я получаю в эти дни, после возвращения.

На какую реакцию вы рассчитываете со стороны российских властей, российских представителей правоохранительных или других органов? Какое это может возыметь действие?

Рассчитываем на положительную реакцию – в том плане, чтобы наши люди, которые сидят в чиновничьих кабинетах, открыли глаза на реальное положение дел: Эмомали Рахмон не является всем таджикским народом. В России находится более миллиона таджиков, соответственно, это влияет на нас. Мы же видим: там гуманитарная катастрофа. Когда из Сирии бегут в Европу, европейцы платят туркам для того, чтобы их удерживать. Так же и здесь: влияние этой ситуации на РФ очевидно. Если миллион беженцев бежит к нам, от чего они бегут, от хорошей жизни? Нет! Нет работы. Если РФ не будет обращать внимание на нарушение прав в Таджикистане, этот поток будет увеличиваться. А убегающие от несправедливости люди, как правило, радикализируются, это известный факт. Таджикские власти сегодня вытесняют из собственной страны свой народ, свою молодежь, которая может стать впоследствии головной болью для России.

Скоро мы получим приговор по судебному процессу, который там идет, к сожалению, в закрытом режиме. Наша цель – как-то косвенно повлиять на то, чтобы эти люди (а их более сотни) не были отравлены, убиты в тюрьмах. Получив решение суда, мы сможем дать ему правовую оценку – много ума не надо, чтобы взять Конституцию Таджикистана, уголовно-процессуальный кодекс и проанализировать, какова доказательная база их вины, насколько адекватны те решения, которые будут приниматься. По тому, что им вменяют, их могут и расстрелять! Надо хотя бы этого попытаться избежать.

Особенно все это актуально в контексте того, что Россия сегодня крайне обеспокоена проникновением радикальных элементов, в частности, из Средней Азии. Ваша работа должна способствовать более глубокому пониманию причин, толкающих людей в радикалы. И, соответственно, российские власти смогут действовать более грамотно, если им будут понятны все эти процессы. Так?

Конечно, я надеюсь, это станет большим подспорьем для того же МИДа. Я отправлю этот доклад Лаврову. Надо все-таки по-новому взглянуть на бедных таджиков, которые сюда приезжают. Мы ответственны за них. Как говорят, мы ответственны за тех, кого приручаем. Мы жили в едином правовом пространстве, в едином государстве, не спросили у таджиков ничего и сделали их независимыми, отдали как бы определенным режимам, кланам, несменяемой власти, поэтому таджики оттуда бегут.

И нам важно понимать, что происходит там с правами людей. Если мы этого не сделаем, это сделают соседи – в Афганистане, в Пакистане. Из Таджикистана ведь люди и в Сирию уходят воевать, в поисках справедливости, а куда они вернутся? В тот же Таджикистан. Если люди, ищущие справедливости, не найдут ее в России, они найдут ее в Афганистане.

Но вообще слова экстремизм и терроризм меня лично раздражают, как мусульманина. Они как будто ниоткуда взялись. В СССР была общность – советский народ. Откуда взялись эти «экстремисты, террористы»?

Для того, чтобы этого не было, нужна предначертанная Кораном справедливость. Мы не отделяем ее от закона, мы ассоциируем справедливость и свою веру с законом. Вот когда это будут соблюдать, и когда наши властители поймут, сколько в исламе хорошего, необходимого для обычных людей, тогда все будет нормально, все будут жить в мире.

Мы добиваемся, чтобы наши народы не разделялись на таджиков, узбеков, кавказцев, татар, башкир. Даже с Турцией (несмотря на заявления нашего президента о том, что его отношение к главе Турции не относится к турецкому народу), это разделение ощущается. Я, как адвокат, знаю: исполнители иногда искажают высшую волю, начинают преследовать народ и культуру. Это как раз и порождает терроризм и экстремизм.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сибиряк 26 Марта 2016г.
Ответить

Дай Аллах брату Дагиру сил и здоровья для дальнейшей плодотворной работы в его деятельности. Да поможет ему Всевышний и укрепит его стопы на Своём пути!

Яндекс.Метрика