Информационное
агентство России
-3°C
23 ноября, 10:42

Может ли иудаизм мирно ужиться с исламом?

Через призму недавнего взрыва автобуса в Иерусалиме

Rinat
Может ли иудаизм мирно ужиться с исламом?
Палестина: группа религиозных иудеев избивает мусульманку. Фото: mondoweiss.ne

Взрывное устройство и тиражируемый тезис «вечном» противостоянии мусульман с иудеями

Согласно сообщениям ряда СМИ, в результате происшедшего в Иерусалиме 18 апреля взрыва рейсового автобуса ранение получил 21 человек. Непосредственно в автобусе в момент взрыва не было пассажиров, поэтому пострадали в основном находившиеся в соседних видах транспорта(1).

Причиной взрыва, определенного ею небольшим, заместитель мэра Иерусалима Брахи Спрунг назвала «взрывное устройство». Начальник полиции Иерусалима Йорам Халеви также заявил об отсутствии «сомнений в том, что это — теракт»(2).

Ну а 20 апреля СМИ сообщили о взятии на себя ответственности за взрыв движением ХАМАС(3).

Как следствие, страницы Интернета вновь стали наполняться информацией о «непрекращающейся борьбе Ислама с евреями», проявляющейся с начального периода «распространения мусульманской религии».

В целом, рассмотрение ситуации в данном ключе далеко не ново, т. к. (в тех или иных формулировках) эта позиция тиражировалась неоднократно. В частности, можно привести озвученное убеждение в том, что «ислам воюет со всеми другими цивилизациями – и с иудео-христианской в том числе и в первую очередь – буквально с момента своего возникновения в первой четверти VII века н.э., а вовсе не потому, что в середине ХХ века в Палестине возникло государство Израиль, как это представляется западным обывателям, и, к сожалению, многим политическим деятелям, не отягoщённым исторической памятью»(4).

В аспекте процитированного, автор не заостряет внимания на политическом акценте произнесенного, т. к. довольно подробно высказывался по поводу истории «мусульмано-иудейских взаимоотношений», отмечая, в частности, рассмотрение в последние годы многими этого ракурса через призму «палестинской проблемы», включающей в себя статус Иерусалима(5). Кроме того, автор совершал и небольшой экскурс в историю, демонстрирующий в корне иной формат отношений между мусульманами и иудеями(6).

Однако, очередная волна тиражируемых убеждений в невозможности мирного совместного проживания представителей этих авраамических религий, обосновывающихся чуть ли не изначальной невосприимчивостью Исламом Иудаизма, вновь актуализировала обращение к страницам истории, причем на основе еврейских источников.

Так ли все однозначно?

Историк науки, заслуженный профессор Университета Питтсбурга (США) Бернард Р. Гольдштейн пишет: «Насколько мы можем судить, евреи не были участниками общей культуры в годы, непосредственно предшествовавшие возникновению ислама, ни в Восточной Римской империи, ни в Сасанидской империи, ни в Ираке». Они жили в рамках «талмудической культуры, ставшей жизненной силой в еврейских общинах того этапа»(7) (Талмуд — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма — прим. Авт).

Ситуация для евреев изменилась к лучшему в Средние века, в период их проживания на территории Арабского халифата. Согласно Электронной еврейской энциклопедии (ЭЕЭ), мусульманская культура «оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли». Благодаря арабским переводам, труды греческих философов и ученых «снова вошли в орбиту еврейских мыслителей». Произведения средневековых еврейских ученых создавались, как правило, на арабском языке; еврейская литература на иврите в странах ислама также шла вперед под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п. Еврейская философия в странах ислама «развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней».

Крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и литургический поэт Са‘адия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов мутазилитов, первыми в мире ислама приступившими к использованию философских идей «античности в целях религиозной апологетики»(8).

«Следуя принципам му‘тазилитов», он «не стремился к построению законченной философской системы», выискивая пути «рационального обоснования положений еврейской религии». Главный философский труд Са‘адии Гаона, написанный на арабском языке — «Китаб ал-аманат ва-л-и‘тикадат» («Книга верований и мнений») — «первое произведение средневековой еврейской философии, сохранившееся полностью»(9). По словам раввина Григория Котляра, «рав Саадья Гаон (РАСАГ) не боялся в своих написанных по-арабски трудах именовать Тору Кораном»(10).

В этом контексте, Б. Гольдштейн называет «важным» тот факт, что «мусульмане и немусульмане» изначально совместно трудились (в «равной степени, без ущерба для их идентичности») в «интеллектуальной сфере», в том числе, в астрономической. Американский историк акцентирует внимание на этом по той причине, что, «помимо случайных упоминаний в Талмуде», обсуждение вопросов астрономии или астрологии «можно обнаружить лишь в нескольких еврейских текстах,  датирующихся доисламским периодом», к тому же их «авторство оспаривается современной научной литературой». Интерес же евреев в раннеисламский период к этим областям в значительной мере обосновывается «общей привлекательностью исламской культуры и открытостью мусульман к сотрудничеству в вопросах науки». Как результат, «евреи приняли» практически все «аспекты мусульманской научной традиции»(7).

Кроме того, ЭЕЭ фиксирует, что  с переходом Гранады (Испания) под контроль мусульман, «арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию»; функционировали «еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы». Получив возможность «заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях». С Х в. «начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании», процветавшей «бок о бок с арабской» и испытывавшей «влияние последней»(11).

Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в Испании под властью ислама обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались эстетическая утонченность с глубиной философской мысли и активной политической и общественной деятельностью. Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов.

В то же время, воздействие «мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи» главами «талмудических академий» — гаонами (Галаха регламентирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев — прим. Авт.). В более поздний период это воздействие «явственно сказывается» в своде «Мишне Тора» Маймонида (Рамбам) — крупнейшего раввинистического авторитета и кодификатора Галахи, философа, ученого, врача (XII-XIII вв.)(8).

Хорошо, скажет кто-то, но ведь перечисленное хронологически охватывает лишь начальный период  распространения Ислама, а дальше? Нет вопросов, но давайте прислушаемся все к той же ЭЕЭ. Данный источник

не обошел стороной многочисленные случаи помощи еврейским беженцам со Турции в годы Второй мировой войны. Турецкие власти, «как правило, предоставляли им возможность проследовать транзитом через территорию страны, а нередко даже разрешали временно обосноваться в ней (во избежание конфликта с Германией до 1943 г. такие разрешения чаще всего давались негласно)». Турецкие консулы в Марселе, Афинах и на острове Родос «спасли сотни евреев, обреченных на уничтожение, объявив их подданными Турции и приняв под свое покровительство. С 1943 г. многие еврейские беженцы покидали Европу на турецких судах, приходивших за ними в румынские порты»(12).

Заключение

В свете отмеченного, проявляется вопрос, разве изложенные непосредственно в еврейских источниках факты не демонстрируют возможность беспроблемного проживания бок о бок иудеев и мусульман? Мало того, вышеприведенные нюансы однозначно свидетельствует, насколько нахождение в орбите мусульман поспособствовало сохранению еврейским народом национально-религиозной идентичности. Следовательно, в целях выискивания реальной подоплеки сложившейся на сегодня патовой (мягко говоря) ситуации в данном направлении, вполне можно абстрагироваться от их поиска в векторе чуть ли не в изначального «предписания» для Ислама невозможности ужиться с Иудаизмом. Ну а раз так, то в событиях, аналогичных происшедшему 18 апреля в Иерусалиме в аспекте взрыва автобуса, целесообразно обратить внимание на политическую канву.

 

1.Взрыв бомбы в автобусе в Иерусалиме: ранен 21 человек

http://www.bbc.com/russian/news/2016/04/160418_jerusalem_bus_blast

2.Иерусалим: взрыв в автобусе — теракт

http://mignews.com/news/arabisrael/180416_194616_21341.html

3.СМИ: движение ХАМАС взяло ответственность за взрыв в автобусе в Иерусалиме

http://ria.ru/world/20160420/1415997440.html#ixzz46XFIht00

4.Даниил Голубев. “Война цивилизаций” и судьба государства Израиль

http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/go31.html

5.См.: Светско-религиозный тандем в геополитике, или глобализационное миссионерство. История и современность. Глава: «Ислам и иудаизм»

http://www.idmedina.ru/books/islamic/?935

6.См. подр.: Справедлив ли тезис о проблематичности совместного проживания мусульман с иудеями и христианами?

http://idrak.org.az/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=157&Itemid=64

7.Bernard R. Goldstein. Astronomy ant the Jewish community in early Islan

http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_i_5.pdf

8.Ислам

http://www.eleven.co.il/article/11854

9.Са‘адия Гаон

http://www.eleven.co.il/article/13634

10.Раввин Григорий Котляр. Об общих истоках Иудаизма и Ислама

http://levi-vs.narod.ru/611ko05.htm

11.Испания

http://www.eleven.co.il/article/11856

12.Турция

http://www.eleven.co.il/article/14185

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: