Информационное
агентство России
0°C
21 ноября, 18:27

Что мешает развитию образования в исламском мире?

Rinat
Что мешает развитию образования в исламском мире?
Образование в некоторых регионах исламского мира остается архаичным по сей день

 

Введение

Как часто в последние годы одной из причин внутренних проблем, потрясающих мусульманское сообщество, называется отсутствие глубоких знаний у многих членов уммы. И это при том, что именно сегодня возможно развитие человека в интеллектуальном плане в неимоверных объемах. Парадоксальность данного факта проявляется в том, что никто иной, как средневековые  мусульмане вывели мировую цивилизацию на новый, необычайно высокий культурно-научный уровень, что признается во всех уголках планеты.

Возможно, мы просто не хотим более детально взглянуть на свою (не будем говорить, мировую) историю, чтобы как-то разобраться в происходящем на переживаемом историческом этапе в исламском сообществе. А ведь если попытаться хотя бы чуточку «дотронуться» до имевшего место в «Золотой век ислама», мы прекрасно сумеем соориентироваться, кто и что может двигать вперед не только умму, но все человечество.

В данном контексте обычно говорят о средневековых «Домах знаний» (науки, мудрости) мусульман. Один из них начал функционировать в Багдаде в 20-е годы IX века при халифе ал-Мамуне, второй, — был основан

к 1005 г. исмаилитским халифом из династии Фатимидов — аль-Хакимом. Тонкость, однако, в том, что, признавая заслуги обоих центров в продвижении мировой научной мысли на новый уровень, информацию  о более позднем «Доме» обычно предваряют констатацией о его возникновении как места «пропаганды исмаилитского вероучения». И этот нюанс начинает как-то отвлекать (если можно так выразиться) интересующихся этим вопросом — а кто есть исмаилиты, что они пропагандировали, и почему агитацию нужно было проводить посредством развития грамматики, философии, точных наук?

Конечно же, сразу разобраться во всем этом — не получится, если окажется возможным вообще. Другое дело, знакомство хотя бы с общей информацией на этот счет никогда не может быть лишним. Как минимум, по причине того, что знания позволяют использовать наработанное и протаривать дорогу к новым вершинам.

В этой связи, наверное, для всех нас может оказаться полезным чуть глубже взглянуть на имевшее место в аспекте «происхождения» Дома знаний из XI в. и ситуацию вокруг (да и внутри) него.

Фактор родословности

Практически все энциклопедические словари в статьях о Фатимидах подчеркивают исповедование ими исмаилитского толка шиитского ислама, в свете чего они считали себя потомками Али ибн Абу Талиба и дочери пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, Фатимы (отсюда название). Всего одно предложение. Но столько всего скрывается за этими скупыми энциклопедическими строчками…

Египетский историк XIV в. Ибн Давадари пишет, что «чернь и простонародье» были убеждены в принадлежности Фатимидов «к потомкам Али ибн Абу Талиба, мир ему, но об их происхождении от него не говорится». Эти лица, продолжает он, не имели отношения к родословной посланника, а люди, называемые прародителями исмаилитов, ставили целью всех ввести «в заблуждение», чтобы «при помощи обмана и уловок тайно и явно воспользоваться их имуществом». В частности, «проклятый по имени Абдаллах ибн Маймун» провозгласил «себя имамом из рода посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то есть что он — Мухаммад ибн Исмаил ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн ал-Хусайн ибн Али ибн Абу Талиб, мир ему!».

Далее средневековый историк довольно подробно прослеживает историю следующих поколений, подходя к Саиду, который, в результате различных хитросплетений, «принял титул ал-Махди, и сделался алавитским имамом из потомков Мухаммада ибн Исмаила ибн Джафара».

В комментариях к тексту отмечается, что религиозные воззрения  алавитов, которые у «Ибн Давадари — то же, что и Фатимиды»,  близки к «исмаилитским (вера в пришествие имама-махди)», но содержат элементы и «восточного христианства», и «древних сирийских культов».

Непосредственно Ибн Давадари, подчеркивающий знания исмаилитов о том, что их «учение едино [с учением Фатимидов]», опирается  в своих записях на Аху Мухсина(1), которого со-директор, руководитель отдела научных исследований и публикаций Института исследований исмаилизма в Лондоне; со-редактор энциклопедий Iranica и Islamica; главный редактор Серии исмаилитского наследия Фархад Дафтари обрисовывает «антиисмаилитским оппонентом». По его словам, в рассматриваемый период «суннитский истеблишмент предпринял официальную кампанию по антиисмаилитской пропаганде», полностью «одобренной и поддержанной халифами Аббасидами», целью целью чего являлась «дискредитация» исмаилизма  с момента основания. Потому  исмаилиты сразу же были объявлены «еретиками или отступниками от праведного религиозного пути». При этом мусульманские теологи, юристы, историки «участвовали в этой кампании каждый на свой лад»(2/а).

В целом, появление исмаилитов обычно связывают с расколом в среде шиитов, происшедшем в середине VIII в., да и само исмаилитское движение никогда не было однородным.

Центр призыва и пропаганды или конкуренция за политическое влияние?

Как бы то ни было, в Х в. исмаилитами был основан Фатимидский халифат в Северной Африке, центром которого стал Каир. Здесь к 1005 г. по указанию халифа Аль Хакима был возведен «Дар-ал-хикма» («Дом мудрости»). Согласно ряда исторических источников, этот место являлось как бы основным «идейным» центром исмаилитов. В общем-то, данный фон в преломление к «Дому» не удивителен. Тот же Ф. Дафтари отмечает, что в Каире того времени в больших мечетях (ал-Азхар и др.) проводились публичные собрания по исмаилитскому праву. Для «посвященных исмаилитов» велись «Маджалис ал-хикма» («Собрания мудрости»), также именуемые «Маджалис ад-да’ва», т. е. «Собраниями призыва», на которых проповеди читались «по исмаилитской доктрине». Определение «призыв» — совершенно не спонтанно, т. к. главной целью проводившихся для различных категорий населения «Собраний знаний» («Маджалис ал-хикма») являлось доведение до присутствующих общей информации и возбуждение интереса к исмаилитской ветви. На этом фоне Дар ал-илм (Дом знаний), «иногда также называемый Дар ал-хикма (Дом мудрости)», ставший «крупным институтом обучения»,  служил «Фатимидскому исмаилитскому да’ва» (призыву). Здесь находилась резиденция главного «да`и», ведшего из нее «дела да’ва»(2/б).

Представленная информация подтверждается источниками того периода. Средневековый историк Ибн аль-Фурат фокусирует внимание на наличии в государстве должности «главного миссионера [даи ад-дуат]», чье «превосходство» заключалось в том, «что он знает все вероучения людей дома [ахл ал-байт]» и «преподает [исмаилитское учение]». Данное лицо принимало «клятву» от переходящих «из своего вероучения в его». Перед ним предстают «законоведы государства (а их место пребывания — “дар ал-илм”)», некоторым из которых дважды в неделю «дается тетрадь, именуемая “маджалис ал-хикма”. Главный миссионер доводил содержимое тетради халифу (по возможности получая его «подпись на лицевой стороне», а также верующим («во дворце»). Согласно комментариям к данному тексту, “Маджалис ал-хикма” (“Беседы мудрости”) являлись сочинениями, излагающими доктрину Фатимидов(3).

В трактовке египетского ученого, автора 14-томной энциклопедии Шихаба ад-Дин аль-Калкашанди (XIV-XV вв.),  в «Дар ал-илм» «находился главный шиитский миссионер», к которому собирались ученики, беседовавшие «о науках, связанных с их (исмаилитов) учением»(4).

Естественно, данное развитие событий вызывало неприятие других халифов, позицинировавших себя суннитами. Так, по свидетельству арабского историка и писателя ХV в. Ибн Тагриберди, в 1011 г. Аббасидский халиф Кадир «составил манифест, касающийся египетских халифов, с поношением их родословной и вероучения». Фатимиды именовались братьями «неверных» и семенем «шайтана». Аль Хаким и «предки его» назвались нечестивцами(5).

Признаем, однако, что за всеми этими внешне идейными разногласиями однозначно просматривается далеко не теологический формат, а исключительно политическая составляющая, т. е. борьба за политическое влияние.

Но разве это было чем-то новым? И не фиксировалась ли аналогичная парадигма в контексте багдадского «Дома Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанного халифом аль-Мамуном около 827 г.? Так, авторитетный советский и российский востоковед Исаак Фильштинский, подчеркивая возникновение этого центра «в подражание» сасанидской медицинской Академии в Джундишапуре (в целях пропаганды учения мутазилитов),  конкретизирует, что на протяжении VIII-IX веков в Халифате все большее распространение получали «восточные учения пророческого и мессианского характера, питаемые зороастрийскими и манихейскими идеями». Это становилось опасным для ислама, ибо могло засорить его элементами проникающих из Ирана учений. Желая «противостоять иранскому культурному проникновению», аль-Мамун стал всячески содействовать переводу греческих научных и философских сочинений, «дабы уравновесить влияние иранского культурного наследия античным и эллинистическим»(6).

В свою очередь, проработавший свыше 20 лет редактором и иностранным корреспондентом агентства Reuters (разновременно возглавлял бюро в Турции и Иране), в настоящее время сотрудничающий с Научно-исследовательским центром глобального терроризма Джонатан Лайонс, всегда проявлявший интерес к истории Ислама, считает  создание аль-Мамуном «Бейт аль-Хикма» (Дом Мудрости) результатом «коллективного институционального и имперского выражения ранних Аббасидов», как следствия «интеллектуальных амбиций и официальной государственной политики». Хотя при этом «наиважнейшей функцией» Дома он называет «обеспечение сохранности бесценных знаний», посредством функционирования в центре (фактически «Академии ученых и интеллектуалов» всего Халифата) значительного переводческого штата, библиотеки и книгохранилища(7).

В аспекте зафиксированного, мы совершенно не ставим целью сакцентировать внимание на политической канве ситуации вокруг (или, скорее, внутри) каирского Дома знаний (мудрости). Вышеописанные нюансы приводятся исключительно для понимания общей атмосферы того периода. Важнейшая тонкость тут в том, что вне зависимости от «идейных» баталий в преломление к Дар ал-хикма, он оказался реальным средоточием научных изысканий.

Дар ал-хикма и развитие науки

Ф. Дафтари пишет об обучении в этом Центре различным религиозным и светским предметам, начиная с Корана, хадисов, мусульманского права (фикх) и заканчивая логикой, грамматикой, филологией, астрономией и математикой. Здесь же была открыта громадная библиотека. Мало того, «функционируя как подлинная академия», Дар ал-‘илм использовался «учеными различных религиозных убеждений, а потому его библиотека была доступна каждому»(!)(2/б). (В скобках можно отметить, что основанный в Великобритании Институт исследований исмаилизма (место работы Ф. Дафтари) ставит задачу далеко не «локального» уровня, а осуществления фундаментальных научных изысканий в различных областях материального и духовного наследия народов мира, традиционно исповедующих ислам. Кроме того, институт играет роль ведущего университетского центра, в котором слушатели могут получить высшее образование по самому широкому спектру гуманитарных дисциплин, а специалисты, в круг научных интересов которых входят те или иные аспекты прошлого и настоящего мусульманских народов — пройти плодотворную стажировку)(8).

Что касается развития науки при Фатимидах, они покровительствовали поэтам и ученым, особенно халиф Азиз (975-996), сам бывший поэтом, создавший при мечети ал-Азхар знаменитый впоследствии мусульманский университет и основавший при дворце библиотеку, содержавшую 200 тыс. книг. С созданием Дар ал-хикма, со своей библиотекой и штатом переписчиков рукописей, халиф Аль Хаким инициировал строительство обсерватории. Именно в этот период взошла звезда крупнейшего астронома ибн Йунуса (ум. в 1009 г.) и знаменитого философа (аристотелик), математика и физика Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (в Европе известен под именем Алхазен). Труд последнего по оптике, лучший в ту эпоху, позднее был переведен на латинский язык. В этот и последующие века в Египте процветала и медицина — в лице Ибн ан-Нафиса, создавшего научную концепцию легочной циркуляции крови; Ибн ан-Накида (XII в.), составителя ценнейшего трактата о глазных болезнях; Ибн Аби Усейбиа — автора книги по истории медицины; ал-Кифти — труд по истории философии и естественных наук. Историк Ибн Халликан написал биографии выдающихся политических и религиозных деятелей, ученых и пр. (865 биографий)(9).

Значимость научных открытий на мусульманском пространстве оказалась неимоверно ценной для всего мирового сообщества. Настолько, что, скажем, к 1140 г. основатель и первый король Сицилийского королевства Рожер II окружил себя (в Палермо) философами, математиками, географами, врачами, в т. ч. из арабского мира. Наиболее известным из них был Мухаммад аль-Идриси, который «в течение пятнадцати лет» возглавлял комиссию, занимавшуюся сбором, сопоставлением и объединением всевозможных географических сведений. Итогом этой деятельности стал труд аль-Идриси,  «Развлечение для человека, жаждущего полного знания о различных странах мира» (известен как «Книга Рожера»). Современный британский писатель, автор многочисленных книг по истории и популярных путеводителей, автор и ведущий нескольких десятков документальных фильмов по исторической тематике на канале BBC Джон Норвич определяет это произведение «величайшим из географических сочинений Средневековья».

Как отмечает Дж. Норвич, хотя «в придворный круг Рожера входили не только арабы, подобные Идриси», именно они, по всей видимости, «составляли ядро» ученых, и «многих европейцев, обосновавшихся в Палермо», этот город привлекал «своим арабским духом». Сей факт английский исследователь называет неудивительным, ибо «в отличие от христианства, ислам никогда не делал разницы между священным и мирским знанием». В «темные века, когда Римская церковь» боялась «всех светских штудий и препятствовала» им, «мусульмане помнили, что сам пророк наставлял правоверных искать знания всю жизнь». Потому арабский на протяжении длительного времени был, «по сути, международным языком науки», тем более что множество античных ученых трудов, чьи «греческие и латинские оригиналы оказались потеряны для христианского мира», сохранились только в арабском переводе(10).

В  то же время, согласно утверждению известного арабиста и исламоведа ХХ в., почетного профессора Эдинбургского университета У. Монтгомери Уотта, первоначальное «соприкосновение Западной Европы с мусульманской цивилизацией» вызвало у европейцев «многостороннее чувство собственной неполноценности». Для того, «чтобы компенсировать» этот внутренний отрицательный фон, Западу и понадобилось «искажение образа Ислама». Однако, «Ислам не просто поделился с Западной Европой многими достижениями своей материальной культуры и техническими открытиями» и «не только стимулировал развитие науки и философии в Европе», но подвел европейцев «к созданию нового представления о самой себе(11).

Заключение

Таким образом, как мы видим, политическая конкуренция (если не сказать, борьба за власть) в средневековом мусульманском мире не то, что не отбросила фактор образования, а, наоборот, развила его. Без сомнений, кто-то может посчитать, что все эти центры «академического» толка преследовали целью подготовить своих, преданных той или иной ветви Ислама, ученых, которые могли бы посредством знаний вести да’ваат, привлекая интерес к собственной доктрине. Пусть даже так, не будем заострять на этом внимания, но разве мусульманский мир проиграл от обладания знанием? Мало того, именно исламское сообщество позволило планете выйти на совершенно новый научный уровень.

Но, спрашивается, не этот ли акцент просматривается одним из краеугольных в Коране? Прежде всего, по-Откровению, лишь те, «которым даровано знание», понимают, что «ниспосланное» посланнику Господом «есть истина», ведущая «к пути» Всевышнего («Caбa»: 6)! При этом Аллах призывает пророка обращаться к Себе с просьбой о приумножении знаний («Та Ха»: 114). Не случайно же (согласно переданным Аль Бухари хадисам), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобивший знание «выпавшему на землю обильному дождю», исчезновение знания очертил одним из предзнаменований близости Часа (т. е. Конца Света), когда «укоренится» невежество(12).

Говоря иными словами, знание – реально сила. Прогресс. Свет.

В свете же вышеизложенного, неимоверно сложно принять мнение ряда экспертов, утверждающих, что внутримусульманская политическая борьба на переживаемом этапе является главнейшим тормозом на пути поднятия уровня образования на исламской площадке. Если уж в средние века, когда точно так шла «междоусобная» война среди мусульманстве не на жизнь, а на смерть, произошел потрясающий умы научный переворот (благодаря приверженцам Ислама), неужели сегодня и сейчас невозможно осуществить «прообраз» происшедшего тогда? И, будем справедливы, разве в качестве причин неосуществления этого нужно искать происки внешних врагов?

До тех пор, пока мы не попытаемся объективно взглянуть на эту проблему, так и будем находиться в нижней части мировой «турнирной таблицы», лишь мечтая о попадании на первые строчки планетарного рейтинга.

 

1.Из труда Ибн Давадари

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XVI/Ibn_Davadari/text.htm

2.Фархад Дафтари. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины

а/www.e-reading.club/chapter.php/1034131/28/Daftari_-_Kratkaya_istoriya_ismailizma.html

б/www.e-reading.club/chapter.php/1034131/46/Daftari_-_Kratkaya_istoriya_ismailizma.html

3.Ибн аль-Фурат. Летопись царств и царей

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Furat/text1.phtml?id=12576

4.Шихаб ад-Дин аль-Калкашанди. Заря для подслеповатого в искусстве писания

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Al_Kalkasandi/text1.phtml?id=12554

5.Абу-ль-Махасин ибн Тагриберди. Блестящие звезды владык Египта и Каира

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XV/Ibn_Tagriberdi/text.htm

6.См. подр.: Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 — 1517 гг.)

http://www.world-history.ru/countries_about/1770.html

  1. Jonathan Lyons. The House of Wisdom: How the Arabs Transformed Western Civilization

http://iranian.com/main/2009/feb/house-wisdom.html

8.Из Предисловия научного редактора русского перевода труда Ф. Дафтари — О. Ф. Акимушкина

https://knigek.net/read.php?b=8633&p=1

9.История стран зарубежной Азии в средние века

http://www.hrono.ru/land/lands/siria11_15n.php

10.Джон Норвич. Расцвет и закат Сицилийского королевства

http://www.e-reading.club/chapter.php/103316/7/Norvich_-_Rascvet_i_zakat_Siciliiiskogo_korolevstva.html

11.У. Монтгомери Уотт

http://krotov.info/history/09/3/watt.html

12.»Сахих» аль-Бухари

http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-al-buhari?q=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8*

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: