Информационное
агентство России
-6°C
25 ноября, 05:10

О покаянии в преддверии поста

Rinat
О покаянии в преддверии поста
Верующие готовятся к Рамадану

 

Подходит время поста. Важнейшего и одновременно такого красивого месяца в жизни верующих. Чистого. Светлого. Месяца надежд, включая реальное ощущение близости ко Всевышнему. Причем далеко не только в последние десять дней, являющихся особыми для соблюдающих пост.

Согласимся, как бы не текла наша жизнь на протяжении предшествующих 11 месяцев (даже и не знаешь, как правильно определить, то ли до очередного поста, то ли после предыдущего), но аспект Рамадана всегда незримо присутствует в нас. Да, не ежедневно, не еженедельно, но, как минимум, периодически. И это — одно из наших завоеваний.

При этом, как бы кто и не соглашался с данной мыслью, живя данные 11 месяцев, в общем-то, обычной жизнью, мы прекрасно ориентируемся в собственных поступках — правильных и недобракачественных; во Имя и как бы «вне»… С подступлением же Рамадана все чаще начинаем задумываться о предпринятых (или забытых) шагах. Вот здесь и наступает период осмысления. Пусть даже не такого активного, но все же — как и что мы осуществили; чего не удалось избежать; что мы сделали не так…

Вопросов набегает масса. Воспоминаний — и того больше, нередко, совершенно нелестных по отношению к самим себе (то есть не в нашу пользу). Тут-то мы очень часто сталкиваемся с формирующейся внутри нас надеждой — быть может, пост позволит как-то ощутить некоторое спокойствие в аспекте минусовых контуров в нашем предшествующем поведении? Не сам пост, естественно, а наше искреннее следование предписанным тонкостям для этого месяца, реальное желание попытаться исправить себя в последующий период.

В этом ракурсе, не исключено, что непосредственно в дни поста мы как-то почувствуем внутри свою потребность принести покаяние. И если наш позыв — искренен, основанный на реальном осознании собственного поведения, понимании прегрешений, покаяние, конечно же, примет для нас особые черты.

Мы знаем, что Создатель — «Принимающий покаяния», хотя в Его власти — также и наказание, о чем нас предупреждает Коран. В этом контексте Откровение конкретизирует принятие Аллахом «покаяния тех, кого пожелает», ибо Он — «Прощающий, Милосердный». Это несколько  привносит в нас значительную надежду, тем более в свете коранической констатации о наличии людей, смешавших «праведные поступки со злыми», но признавшихся «в своих грехах». Фиксируя данный важнейший аспект, Книга помогает рассчитывать на возможное принятие Творцом покаяния верующих («Покаяние»: 27, 102, 104, 106).

Здесь, к слову, вспоминается и библейское (из Евангелия): «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 6-7).

Но давайте будем откровенны с самими собой (Творец-то прекрасно знает наши мысли и двигающие нас внутренние мотивы). Насколько мы честны в своих помыслах покаяться, не желая испытать рецидив? Не под напором ли обстоятельств пришли к этому решению?

Один из героев интереснейшего российского фильма «Небесный суд» озвучивает следующий вопрос: «Искренен ли приносящий покаяние человек с точки зрения осуждения своего поступка или это всего лишь страх перед будущим?». В целом, само по себе опасение за собственные перспективы в мирской и последующей жизнях — далеко не отрицательный фактор в ракурсе отказа от предосудительного и желания покаяться. Важнейший нюанс тут, повторимся, именно в нашем внутреннем подходе к этому необходимому (при любом раскладе) действу. Уверенно ли мы готовы одномоментно ликвидировать в себе «незаконную тягу»? Ведь если в основе наших определенных телодвижений находятся некие позывы (того или иного характера), мы ведь можем вернуться через определенный промежуток времени к тем проявлениям, вследствие которых и пришли к покаянию.

Но, все же, наверное, и при таком раскладе наше искреннее желание покаяться, основанное на внутренней правдивости перед Всевышним и стыде перед Ним за содеянное, важно. Если, безусловно, предпринятый шаг рожден потребностью души и биением сердца. В таком случае, наверное, время поста — периода (в т. ч.) объективного осмысления своей жизнедеятельности за прошедший год — светлейший этап для прихода к покаянию.

Мудрым индейцам приписывается изречение: «Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

Не будем слишком строги к понятию «Злой Дух», ибо за ним вполне просматривается Дьявол. Но обратим внимание на подоплеку процитированного в контексте нашего возможного покаяния в дни поста. Говоря иными словами, попробуем, в случае проявления в нас желания покаяться в красивые дни поста, осуществить это. Но с осознанием (или прочувствованием) реально искреннего позыва не возвращаться по окончании Рамадана на скользкий путь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: