Советские мусульмане в 80-х годах 20-го столетия

Прихожане соборной мечети Москвы - 1981 год.

Прихожане соборной мечети Москвы - 1981 год.

Теги:



2
25 Мая 2016г. (17 Шабан)
Восьмидесятые годы 20-века для советских мусульман стали новым временем испытаний. В годы застоя казалось, что советская власть пришла на века. Атеистическая идеология господствовала на всех уровнях советского общества. Религия была отодвинута глубоко на обочину советского социума и упоминали ее только с негативными коннотациями.

Тем не менее, партийные органы уделяли исламу особое внимание. И дело здесь в двух факторах, влияния которых советская правящая элита опасалась всерьез: это Исламская революция в Иране и война в Афганистане. Эти события буквально всколыхнули исламский мир и стали для мусульман событиями мобилизующего характера.

Это совсем не вписывалось в марксистские установки о том, что по мере развития общества религия отомрет сама собой.

Такое ощущение было в 30-60- годах 20-го века, в эпоху грандиозных научно-технических достижений. Тогда казалось что религия, кстати, как на капиталистическом Западе (ведь Оскар Шпенглер написал в своем «Закате Европы» что «христианство умерло, превратившись в культуру» еще в 1918 году), так и на красном Востоке уходит навсегда в прошлое.
70-80-е года стали доказательством, что религия ислам обретает новые очертания –политические, которые, казалось бы, уже были ей навсегда утрачены.

В сентябре 1980 года в Ташкенте прошла международная исламская конференция, которая должна была продемонстрировать поддержку странам исламского мира, выбравшим социалистическую ориентацию.
Всемирная мусульманская лига призвала все мусульманские государства бойкотировать ее. Те же, кто приехал на конференцию, публично критиковали СССР за вторжение в Афганистан, а также за ограничения на исповедание ислама.

В течении последующих 6 лет подобные конференции в Советском Союзе больше не созывались.

В 1982 году по указанию Центрального комитета КПСС Институтом научного атеизма при Академии общественных наук при ЦК КПСС были проведены исследования о влиянии ислама.

По их результатам Совет по делам религий представил в отдел пропаганды ЦК КПСС отчет под грифом «секретно», в котором говорилось о состоянии ислама в СССР.

При том, что к этому времени в стране официально действовало 374 мусульманских религиозных объединения, в которых служила 1 тысяча официальных духовных лиц одновременно по данным, приведенным в отчете насчитывалось около 10 тысяч незарегистрированных мулл.
В 1982 году только в Таджикской ССР была выявлена 21 подпольная религиозная школа, где дети и взрослые обучались основам религии. «Выявлены…многочисленные факты размножения и распространения «самиздатовской» религиозной литературы», – говорилось в отчете.

В мусульманских республиках СССР существовали десятки незарегистрированных мечетей, оформленных как чайханы, на деятельность которых местные партийные и советские органы закрывали глаза и в которых, в некоторых случаях, муллами были… действующие члены КПСС (правда, уже вышедшие на пенсию).

В то же время власти этих республик под разными предлогами не рассматривали заявления мусульман о регистрации религиозных обществ.
В ряде случаев власти действовали более «тонко». Если у членов религиозных обществ дети занимали какие-либо должности в колхозе (учителя, агрономы и т.д.) то оказывали давление на детей: угрожали им что у тех будут проблемы на работе и прекратится их карьерный рост если они не убедят своих родителей выйти из состава религиозной общины и тем самым дать повод властям закрыть ее из-за формального несоответствия закону числа ее учредителей.

Часто уполномоченные просто не давали хода заявлениям о регистрации общин, кладя их «под сукно». Это было прямое нарушение даже советского законодательства, но никто тогда не обращал внимания на подобные «мелочи».

Например, в столице советской Туркмении, Ашхабаде, на законных основаниях действовали православная церковь и молитвенный дом баптистов, а просьбы мусульман о регистрации их религиозного общества игнорировались местным партийным руководством.

В апреле 1983 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманского духовенства».

Под «реакционными» подразумевались те «служители мусульманского культа», которым убеждения не позволяли следовать политическому курсу коммунистической парии и советского правительства.

Контроль за всеми немногочисленными мечетями был еще более ужесточен. Тексты всех пятничных проповедей должны были представляться уполномоченному СДР.

Одновременно советское руководство пыталось задействовать лояльных «служителей мусульманского культа» в своей внешней политике.

Так, согласно постановлению Совета по делам религий за №151-с от 13 мая 1976 года. была создана группа священнослужителей под руководством муфтия Северного Кавказа Махмуда Геккиева, представлявшая мусульман Советского Союза на различных международных религиозных и общественных форумах, а так же выезжавшая в составе правительственных делегаций в мусульманские страны. Отбор кандидатов для работы с иностранцами проводился сотрудниками КГБ (Гасанов М.М., Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство во внешней политике Советского государства. 1945-1980-е гг. // Вопросы истории, № 4, Апрель 2011, C. 152-156.)

«В целях усиления борьбы с противозаконной деятельностью реакционной части исламского духовенства» была так же «увеличена подготовка лояльных служителей культа в исламских учебных заведениях Ташкента и Бухары».

В 1985 году Советском Союзе вышло Постановление ЦК КПСС «О дополнительных мероприятиях в связи с активизацией в странах Азии и Африки так называемого «воинствующего ислама», а в 1986 году – «Об усилении борьбы с влиянием ислама».

Однако уже в 1987 году в апрельском докладе Совета по делам религий отмечается, что в стране «сложилась сложная религиозная обстановка», которая характеризуется тем, что «религиозная обрядность снижается медленно, а в ряде республик и регионов растет».

Отмечалось, что «особо нетерпимая обстановка сложилась в ряде районов традиционного распространения ислама, где нередко вопреки существующему законодательству попросту не регистрируют многочисленные религиозные объединения и служителей культа –мусульман, одновременно сохраняя религиозную сеть других конфессий. Это нередко провоцирует антирусские националистические проявления».

Однако эпоха безальтернативного доминирования атеистической идеологии безвозвратно уходила в прошлое.

В Советском Союзе в полной мере проявился кризис идеологии. В построение коммунизма и светлого будущего не верили уже сами руководители партии и государства.

Никто не знал как действовать в обстановке перемен и возникающего идеологического вакуума.

Экономические неурядицы уже вовсю сотрясали Советский Союз, а во внешней и внутренней политике уже начались изменения.
Происходил отказ от политики государственного атеизма. Все это знаменовало новый этап развития ислама, описывать который, на сегодняшний день, пожалуй, мало кто решится.

Место религии в обществе до сих пор не определено, но ясно одно, она больше не будет вытеснена на обочину общественной жизни.

Автор: Мухамеджанов Ильдар

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

meruert 26 Мая 2016г.
Ответить

При СССр правил в Казахстане Динмухаммед Кунаев,так вот он когда даже в Кремль приезжал,то спрятавшись в укромном месте совершал молитвы,думаю благо тогда не было камер

Кылчык 25 Мая 2016г.
Ответить

Сдох атеистический ссср, как шелудивый пёс. Хороший пример для прочих антиисламистов!

Яндекс.Метрика