Исламское финансирование оказывает оздоровительный эффект на реальную экономику - мнение

Министр индустрии и новых технологий Казахстана Ерлан Байдаулет

Министр индустрии и новых технологий Казахстана Ерлан Байдаулет

Теги:




1
21 Апреля 2011г. (17 Джумада аль-уля)
Текущий год знаменателен председательством Казахстана в Организации Исламская конференция, предстоящим VII Всемирным исламским экономическим форумом в Астане. Эти важнейшие события, несомненно, будут способствовать продвижению в Казахстанеисламских финансов, выступающих инструментом привлечения инвестиционного капитала и крупных мировых участников исламской финансовой индустрии в страну. Кроме того, внедрение в исламских финансов расширяет спектр финансовых услуг. О роли исламских финансов в развитии реального сектора республики – в интервью «Казахстанской правды» с советником заместителя премьер-министра – министром индустрии и новых технологий Ерланом Байдаулетом.





Чем привлекательно исламское финансирование для Казахстана? Почему даже немусульманские страны приводят свои финансово-правовые системы в соответствие с принципами исламского финансирования?



– Глобальная индустрия исламских финансовых услуг динамично развивается. Известно, ее общие активы в мире превысили еще в прошлом году 1 триллион долларов. Главное качество активов исламских финансов – их устойчивость и эквивалентность активам реальной экономики, здесь нет места виртуальному спекулятивному капиталу.



Рынок исламских финансовых услуг имеет огромный потенциал в условиях необходимости привлечения прямых инвестиций. Не случайно 28 января прошлого года президент страны в своем Послании народу Казахстана поставил вопрос о создании до 2020 года Регио­нального исламского финансового центра. Благодаря поддержке главы государства был принят первый законопроект о развитии исламских финансов, заключено межправительственное соглашение между ОАЭ и РК о создании первого исламского банка.



Стратегическое видение в пользу развития исламских финансов, обозначенное главой государства, стало для нас настоящим руководством к действию. Решение о создании единого регулятора, принятое им же 12 апреля текущего года, еще раз подчеркивает дальновидность лидера нации, особенно в русле консолидации усилий и системных мер, направленных на привлечение масштабных инвестиций в развитие конкурентных производств с высокой добавленной стоимостью и инфраструктурных направлений как основы дальнейшего социально-экономического прогресса Казахстана.



Исламское финансирование в нашей стране состоялось де-юре с принятием соответствующего законодательства. Однако стоит признать, что де-факто усилия, принятые в этом направлении, пока недостаточны и неадекватны реалиям, существующим в глобальной экономике.



– Почему вы считаете, что исламское финансирование более адекватно, чем обычное?



– Обычным банкам не интересно финансировать там, где нет высокой нормы прибыли, где к тому же присутствуют определенные отраслевые, административные, операционные и другие риски. В свою очередь исламские финансы предлагают деловое сотрудничество со справедливым разделением рисков, при этом не отказываясь от хеджинговых методов их минимизации, и в целом не могут существовать «в себе и для себя», как обычные финансы, основанные на ростовщическом проценте. Вот почему с развитием финансирования с обязательной морально-этической составляющей возрастет ощутимый оздоровительный эффект для реального сектора страны!



– Какой эффект ожидается от выпуска Минфином исламских ценных бумаг сукук?



– Паевые инвестиционные сертификаты сукук (их не совсем правильно называют облигациями) очень важны для реализации ПФИИР и являются гибридными инструментами, сочетающими элементы долевого и долгового финансирования. Они принимают на себя риски самих проектов и вместе с тем не оказывают серьезную долговую нагрузку на эмитента. Поэтому надеемся, что уже во второй половине нынешнего года состоится пилотный выпуск именно корпоративных сукук. Определенная работа МИНТом уже ведется. Важно определиться с портфелем проектов и инициировать при прямой поддержке правительства тесное взаимодействие между участниками исламского финансового рынка и отечественным бизнесом.



В прошлом году в силу объективных причин выпуск суверенных сукук не состоялся. Методологически они рассматривались как обычные внешние заимствования, хотя по своей природе это исключительно проектное финансирование. В соответствии со схемой планировалось целевые инвестиции в соответствии с нормами шариата направить только на покрытие текущего дефицита бюджета, пропорционально снижающегося из года в год. Поскольку объективно вновь ожидается большая доля внутренних заимствований и поступлений, в том числе в результате «народного IPO», то особых причин для привлечения внешних сукук на суверенном уровне в указанных целях не возникает, разве что для установления некоего «бенчмарка» в традициях западных финансов.



В то же время сукук как сред­ство привлечения среднесрочного финансирования крайне важны именно для частного корпоративного сектора. Необходимые изменения в законодательстве, особенно в части допуска к этому рынку частных казахстанских компаний, прописаны в соответствующем законопроекте и, надеемся, уже в начале июня будут приняты парламентом.



– Для осуществления новой индустриальной программы нашей стране нужны длинные и относительно дешевые средства. Только на ближайшие пять лет потребуется около 50 млрд. долларов инвестиций. Насколько исламские банки готовы помочь в этом?



– Со стороны правительства, Министерства индустрии и новых технологий как ведущего инвестиционного ведомства Казахстана очень важно направить усилия на привлечение прямых инвестиций, так как именно эти ресурсы объявлены ключевыми для реализации ПФИИР, которая, как известно, объединяет проекты крупного и среднего сектора. Следом за ПФИИР была принята «Дорожная карта бизнеса-2020» в поддержку МСБ. Тем самым все секторы реальной экономики, начиная от крупных национальных компаний и заканчивая малыми предприятиями, должны располагать доступными альтернативами в плане финансирования своих проектов.



Системно развивая сектор исламских финансов, включающий наряду с банками и страховые компании, инвестиционные фонды, компании по управлению активами, консалтинговые фирмы, мы вместе создаем каналы притока прямых инвестиций. Одним из главных рычагов МИНТа в этом направлении является деятельность Национального агентства по продвижению экспорта и инвестиций Kaznext Invest. Скажем, на меня, как регионального директора по Ближнему Востоку, Африке и Юго-Восточной Азии, возложена обязанность привлекать прямые инвестиции из этих стран. Конечно, первым делом мы рассматриваем и предлагаем крупным инвесторам проекты, утвержденные по Карте индустриализации, проводим отраслевые конференции, заседания «круглых столов», двусторонние бизнес-форумы, инициируем взаимодействие с диппредставительствами, ведем прямой диалог с заинтересованными инвесторами и продвигаем наши проекты в процессе переговоров с ними. Поверьте, интерес со стороны стран ОИК к нашей стране постоянно растет.



Для инвесторов Казахстан – это островок стабильности, братская страна с благоприятным инвестиционным климатом, с мудрым руководителем и правильной долгосрочной политикой. Это подтверждает беспрецедентное количество бизнес-делегаций из мусульманских стран, планирующих посещение Казахстана, например в дни VII Всемирного исламского экономического форума в Астане. Все они в ожидании новых деловых инициатив и взаимовыгодного сотрудничества... Не хотелось бы, чтобы из-за каких-либо административных барьеров, бумажной рутины, непонимания, этот интерес пропал. Надо открыть дорогу инвесторам, чей успех в свою очередь предопределит дальнейшие экспортные потоки из Казахстана в страны ОИК.



Рысты Алибекова















Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Imanuel 21 Апреля 2011г.
Ответить

Ну ну. Это в смысле реальная экономика для реальных пацанов ? Желаю удачи.

Яндекс.Метрика