Германское издание ARD обратилось к генеральному секретарю Совета по фетвам (религиозных указов) Университета аль-Азхар в Каире, шейху Халеду Омрану за разъяснениями о ношении женщинами паранджи, никаба и других видов традиционной одежды и головных уборов. Аль-Азхар – один из старейших университетов в мире и основной центр традиционного суннитского образования. Экспертные заключения его Совета по фетвам признаются всеми мусульманами-суннитами.
ARD: Закреплено ли нормами шариата, что женщины должны носить одежду или головные уборы, закрывающие лицо, – как утверждают некоторые мусульманки в Германии?
Шейх Халед Омран: Я уважаю специфику этой темы применительно к Германии, но в своих ответах постараюсь прояснить точку зрения, которой придерживаются в этом вопросе эксперты по шариату и мусульманскому праву. А именно: вопросы одежды и внешнего вида в значительной степени носят частный характер и тесно связаны с нравами и обычаями. То есть, в данном случае мы должны уважать особенности каждого общества и его обычаи, касающиеся одежды.
[caption id="" align="alignleft" width="340"]
Шейх Халед Омран[/caption]
Пророку Мухаммеду приписывают следующую фразу: "Ешь, что тебе угодно, и носи, что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым". Что касается вопроса одежды, то Коран и Сунна (мусульманское священное предание о жизни пророка Мухаммеда, дополняющее Коран, – Ред.) содержат указания по этому поводу – в особенности, для женщин. Согласно им, одежда не должна подчеркивать фигуру, быть открытой и тесно прилегать к телу. Это три критерия. К ним добавляется еще и то, что одежда не должна закрывать руки и лицо.
- Значит, никаких предметов одежды, закрывающих лицо? Никакой паранджи?
- Что касается никаба – головного убора, полностью закрывающего лицо, оставляя лишь прорезь для глаз, – то ни Коран, ни Сунна не предписывают его ношение и не обязывают женщин-мусульманок надевать его. Поэтому наша позиция: никаб – это традиция, ставшая своего рода нормой и происходящая из обычаев некоторых стран, но о ней ничего не говорится в основных положениях мусульманского права!
- Значит ли это, что женщин, которые носят закрывающую лицо одежду или головной убор, ничего к этому не обязывает?
- Женщины должны были закрывать лицо только в одном единственном случае – это касалось жен пророка Мухаммеда. Но это правило не распространяется на всех женщин-мусульманок. Это был особенный случай, применимый лишь к женам пророка.
- Можно ли тогда сказать, что мусульманка, которая носит никаб, нарушает нормы ислама?
- Если женщина выросла в обществе, где ношение никаба считается традицией, тогда у нее – с точки зрения религии – есть свобода выбора: носить никаб или нет. Но если женщина решает носить его, то она не должна рассматривать это как религиозный акт.
- Откуда же тогда появилось мнение, что закрывающая лицо одежда соответствует нормам, которые предписывает ислам?
- Все, что нам удалось выяснить в рамках анализа учений на предмет закрывающей лицо одежды, – это то, что такая одежда является традицией. В вопросе никаба мнения ученых расходятся, если речь идет о безопасности и защите женщины. Некоторые исследователи считают, что никаб предоставляет женщине защиту, а другие говорят: "Нет, это атрибут религиозных фанатиков!" Некоторые ученые даже полагают, что никаб – это более позднее изобретение, о котором нет ни слова в религиозных учениях, и поэтому ни мужчинам, ни женщинам не разрешено носить одежду, закрывающую лицо.
Ответить
Полезная информация, никаб и паранджа не в пыльной пустыне и в отсутствие других практических причин действительно выглядят, как признак религиозного фанатизма. Я рада, что в исламе на самом деле нет таких бессмысленных требований. А что насчет покрытой головы? Получается, это тоже на усмотрение женщины или для этого есть соответствующее предписание?
Ответить
Во времена талибов в Афганистане женщинам было строго воспрещено выйти на улицу без паранджи и без сопровождения мужчины. В книге афганского писателя женщина делится со своими впечатлениями. Иногда ходить в парандже очень удобно: ты всех видишь, а тебя никто не узнает.
Ответить
Для кого-то закрытое лицо - проблема, а для кого - закрытые волосы.
Ответить
"Женщины должны были закрывать лицо только в одном единственном случае — это касалось жен пророка Мухаммеда. Но это правило не распространяется на всех женщин-мусульманок. Это был особенный случай, применимый лишь к женам пророка". А затем он же говорит (?) следующее: "Некоторые ученые даже полагают, что никаб — это более позднее изобретение, о котором нет ни слова в религиозных учениях, и поэтому ни мужчинам, ни женщинам не разрешено носить одежду, закрывающую лицо". Он шизофренией страдает или это только журналисты приписывают ему такое раздвоение личности?
Ответить
"Согласно им, одежда не должна подчеркивать фигуру, быть открытой и тесно прилегать к телу. Это три критерия. К ним добавляется еще и то, что одежда не должна закрывать руки и лицо". Лжет и не краснеет. Хотя, может, он краснел, когда говорил это... Или вообще такого не говорил. Если он такое говорил, то "странно", что он не упомянул о том, что по позиции ВСЕХ мазхабов ЗАПРЕЩЕНО женщине перед посторонними оголять любую часть тела, кроме лица и кистей рук, а по одному из мазхабов, еще и ступней ног. Вот что-то показывать, кроме этого, запрещено. А касательно ЗАПРЕТА закрывать руки ил
Ответить
"Пророку Мухаммеду приписывают следующую фразу: «Ешь, что тебе угодно, и носи, что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым». Вот ведь клоун. :) "Пророку приписывают фразу..." - это показатель высочайшего уровня аргументации. Кто приписывает? Зачем приписывает? Какое некое "приписывание" кем-то имеет отношение к Исламу?
Ответить
Нашли кого спрашивать! А муфтия Саудии им спросить слабо?