Муфтияты с академией дали бой такфиристам

Участники встречи

Участники встречи

Теги:

6
27 Октября 2016г. (25 Мухаррам)
На фоне обострения конфликтов на Ближнем Востоке и в ряде других регионов все более актуальной становится проблематика борьбы с экстремизмом, идеологией терроризма и «такфира» (обвинение в неверии – куфре).

Эта тема получает живой отклик не только в религиозной среде, но и в академических кругах. Ее обсуждению была посвящена и прошедшая на днях в Москве конференция «Ислам в России: прочность традиции и открытость к современности», организованная Институтом востоковедения РАН.

В работе московского форума приняли участие ведущие специалисты-востоковеды, мусульманские деятели и богословы России: Леонид Сюкияйнен, Тофик Ибрагим, Аликбер Аликберов, муфтий Чеченской Республики Салах Межиев, советник Главы ЧР Адам Шахидов, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, научный сотрудник ДУМ РТ Рустам Батров, имам Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов, члены ОПРФ Альбир Крганов и Дамир Мухетдинов, представители ДУМ Дагестана и Республики Крым и др. Модератором встречи выступил представитель высшей ступени Российской академии наук – действительный член РАН Виталий Наумкин.

Кроме того в дискуссии приняли участие эксперты Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который уделяет большое внимание научно-образовательным проектам мусульман.

Диспут продолжался более 4 часов и был направлен на поиск наиболее действенных и конструктивных подходов в противодействии экстремизму.

В ходе заседания прозвучали различные предложения, отражающие культурные особенности и специфику тех или иных регионов России. Например, чеченская сторона, непосредственно столкнувшись с кровавой экспансией международного криминала и терроризма под лозунгами салафии, настаивала на необходимости повсеместного признания этого течения заблудшим. Муфтий Салах Межиев правда оговорился, что речь идет о псевдосалафитах или ваххабитах, которые берут на себя смелость обвинять в неверии других мусульман.

Представители центральной России были столь же категоричны в вопросах борьбы с такфиром, который лежит в основе террористических проявлений. Они призвали усилить популяризацию традиций российского ислама, который в большинстве своем представлен ашаритской и матуридитской школой богословия и мазхабами имамов Абу Ханифы и Шафии.

Как подчеркнул советник главы Чечни Адам Шахидов, «к такфиру надо относиться очень аккуратно. Только шариатский судья высшей категории может сделать вывод о выходе из ислама». В свою очередь муфтий республики Салах Межиев призвал не называть такфиристов "джихадистами: "Джихад – это святое. Если мы будем называть их джихадистами, то как будто мы признаем, что они находятся на истинном джихаде. Но джихад – не цель, а средство для достижения цели».

Глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин отметил, что приверженность классической религиозной традиции, присуща как кавказской, так и татарской богословской мысли. По словам муфтия, выдающиеся татарские богословы рубежа 19-20 вв, действовали в рамках матуридитской акыды и ханафитского мазхаба. Споры джадидов (обновленцев) и кадимитами (ортодоксами) касались методологии преподавания и не означали ревизии религиозных взглядов и принципов. Равно как не приходилось говорить и о каком-то влиянии извне – напротив, труды татарских мусульманских ученых были широко распространены в разных регионах исламском мира, в том числе и среди арабов.

Важность совместной идеологической борьбы с «такфиризмом» получила отражение и в обращении российских исламоведов. «Используемая радикалами практика такфира с ее огульными и бездоказательными обвинениями в неверии разделяет мусульман, противопоставляет их друг другу, создавая новые очаги конфронтации и подвергая сомнению складывавшиеся веками исламские традиции и учения. Такая практика противна духу ислама и разрушительна, потому что она несет в себе прямую угрозу исламу как целостной религиозной системе, основанной на многообразии», – говорится в итоговом документе.

Подтвердив важность курса на поддержку традиционного ислама, закрепленного в выступлении Президента России перед лидерами российских мусульман в Уфе в октябре 2013 года, представители академической науки отметили, что «ориентация на традиционный ислам не означает абсолютного единообразия в понимании исламских ценностей, отрицания разнообразия исламских идейных течений. Наследие выдающихся представлений российского ислама в различных регионах нашей страны убедительно подтверждает этот вывод».

По мнению ведущих российских исламоведов, «в условиях современной России любое стремление противопоставить одну традицию ислама другой и, тем более, посеять сомнения в принадлежности к исламу последователей определенных взглядов, уже давно занявших свое место в идейном багаже ислама, не отвечает задачам, стоящим перед российским мусульманским сообществом и не соответствует плюралистическому духу ислама. Наоборот, оно нуждается в постоянных усилиях, нацеленных на упрочнение его консолидации». Тем более, что салафия является доминирующей идеологией в целом ряде мусульманских стран, которые сами страдают от джихадизма и такфира, напомнил академик Наумкин.

Вместе с тем, по мнению ученых, наличие плюрализма, не отвергает существующие классические формы ислама, характерные для России, которые на протяжение веков обеспечивали сосуществование с другими религиями, заключили эксперты. Более того традиционное понимание ислама имеет большое значение для мира и стабильности в обществе.

«Каждое мусульманское сообщество, проживая свою историю, накапливает собственный опыт усвоения истин ислама, вырабатывает свое видение предписаний шариата и основ исламской догматики, формирует свою модель сочетания фундаментальных принципов ислама со своими национальными традициями и обычаями. В нашей стране это принято называть традиционным исламом. Опора на него крайне важна для российских мусульман и для процветания ислама», – отметили исламоведы.

В научном сообществе поддержали идею создания Совета улемов России, в который вошли бы представители ведущих духовных управлений страны.

«Подтверждая свою готовность вносить свой вклад в консолидацию российского ислама, мы всячески поддерживаем неоднократно звучавшее на мусульманских форумах предложение о создании всероссийского Совета улемов, формирующегося но основе консенсуса ведущих духовных управления мусульман РФ. Такой совет мог бы играть ключевую роль в обсуждении важных для мусульман вопросов, а также организации мероприятий по противостоянию псевдоисламскому экстремизму», – подытожили представители исламоведения.

На форуме обсудили принятую в Грозном антитеррористическую фетву, которая вызвала широкую дискуссию в мусульманском обществе. Подтвердив значимость фетвы участники встречи высказались за детализацию терминов и определений, дабы избежать возможных непониманий и недоразумений на практике.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Dog 27 Октября 2016г.
Ответить

Муфтиям надо побольше растить ученых мужей, которые реально жизнь посвятили бы поиску знаний, а не внутридворцовым интригам и клеветой друг на друга. Ислам призывает к образованию. И первый, кто выполнил этот императив - это, к сожалению, не мусульмане. Простое любопытство побудило их изучить ислам от А до Я. Когда будут свои реально духовные авторитеты с большим багажом знаний, тогда молодежь будет следовать за их мудрыми советами и фетвами.

Артемий 27 Октября 2016г.
Ответить

Почему не написали в посте решение , Фетву принятую ??

RavilG 27 Октября 2016г.
Ответить

Слушал выступления на форуме мусульманских деятелей и востоковедов (особенно профессоров Л. Сюкияйнена и В. Наумкина) грешным делом подумал - лучше бы мусульман возглавили эти востоковеды, может бы и внутримусульманских проблем поубавилось.

Ambar 27 Октября 2016г.
Ответить

Хорошо сказал Межиев. Действительно, когда исламский термин, который чтит каждый верующий мусульманин, превращают в ругательство - это не есть хорошо. Это может восприниматься, как издевательство над исламскими ценностями, либо это может стать причиной для неправильной коннотации и создать ложное впечатление у молодежи, что терроризм - это и есть джихад, о котором говорится в Писании.

Dog 27 Октября 2016г.
Ответить

Меня удивляет позиция нашего духовенства - муллы хотят монополизировать свое понимание Ислама на всю умму. Борясь с идиологическими оппонентами, обвиняя их в такфиризме, они становятся похожими на тех, про кого говорится во фразе: "Я ненавижу расизм и негров". Но в 21 веке нельзя навязать какую то одну сакральную формулу всей умме. Даже в ультраконсервативной Саудии с ее саляфитской идеологией есть и суфии и шииты и представители других течений, что уж говорить про более свободные общества. Пытаясь выставить за дверь всех "чужих", муфтии тем самым маргинализируют не их, а в первую очередь сам...
Читать дальше

Яндекс.Метрика