Информационное
агентство России
0°C
18 декабря, 04:31

Картина Дагестана. Суфии — не большинство, этнические мусульмане несчастны (ВИДЕО)

Rinat
Картина Дагестана. Суфии — не большинство, этнические мусульмане несчастны (ВИДЕО)
Дагестанцы

Опрос среди мусульман Дагестана выявил любопытные результаты. Республика разделена на религиозные группы, в которых иерархия ценностей неоднозначна. Поэтому и подходы к представителям различных групп, не должны быть одинаковыми.

Итоги исследования, проведенного специалистами Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС и Институтом экономической политики им.Е.Т.Гайдара были озвучены 16 ноября в ходе круглого стола.

По словам участника исследовательской группы Евгения Варшавера, они с коллегами поделили результаты между религиозными группами: секулярная группа (не соблюдающие, этнические мусульмане), суфии, традиционалисты и нетрадиционный ислам, – чтобы определить, какие ценности у религиозных групп являются базовыми.

Примечательно, что вопреки расхожему мнению представители суфизма в Дагестане не являются большинством. Из опрошенных 22% были секулярными, суфиями – 27%, традиционалистами – 28%, представителями нетрадиционного ислама – 22%.

Оказалось, что представители нетрадиционного ислама менее терпимо относятся к людям других конфессий, но более терпимо – к больным СПИДом.

А несоблюдающие мусульмане нетолерантны по отношению к мигрантам, зато более лояльны к людям нетрадиционной ориентации.

«На первом месте у всех была семья, а в остальных вопросах суфии и нетрадиционные верующие не отличаются в иерархии ценностей, так как на втором месте у них находится религия, на третьем – здоровье, на четвертом – работа и на пятом – свободное время.

Существенно от трех этих групп отличается секулярная: на первом месте у них семья, на втором – здоровье, на третьем – работа за тем свободное время и на последнем месте – религия.

У традиционалистов это выглядит следующим образом: семья, здоровье, религия, работа, свободное время, – рассказывает эксперт. – По сути эти группы отличаются только тем, на какое место они ставят религию, а все остальные ценности у них похожи.

Далее был сделан анализ терпимости этих религиозных групп к определенным категориям людей.

Можно сказать, что нетрадиционные мусульмане в большей степени терпимы к людям, которые больны СПИДом, но менее терпимы к представителям других религий.

С другой стороны, секулярные мусульмане менее терпимы к эмигрантам, но с другой стороны – более терпимы к гомосексуалистам, а также они не против, чтобы рядом с ними жили пары, которые не состоят в браке.

Кроме этого традиционные мусульмане меньше всех доверяют людям. А нетрадиционный ислам менее доверяет родственникам и более – единоверцам».

Также предметом анализа стал вопрос: кто же из религиозных групп самые несчастные и счастливые. Выяснилось, что не ощущают себя счастливыми в большей степени этнические мусульмане. Доля абсолютно счастливых среди них – 18%.

Интересными стали итоги методики «виньеток» – респондентам предлагалось рассмотреть и прокомментировать конкретную ситуацию:

«Сын Гаджи погиб в ДТП, виновником которого был Омар, сын крупного чиновника, который управлял автомобилем в нетрезвом виде. Несмотря на наличие доказательств его вины, суд оправдал Омара. После этого Гаджи устроил самосуд и застрелил Омара. Как вы относитесь к поступку Гаджи?».

Результаты вновь поразили ученых – дагестанцы одобряют самосуд вопреки законам шариата.

Выводы из всего опроса, сделанные рабочей группой, перед аудиторией огласила другой участник исследования Ирина Стародубровская:

«Нас удивило, что более 80% дагестанцев одобряют самосуд, который устроил Гаджи из приведенной ситуации.

Менее из всех одобряют поступок суфии (их 30%). На первом месте из тех, кто одобряет поступок, секулярные мусульмане (не соблюдающие).

В результате опроса я бы выделила три вывода.

Вывод первый – это то, что мусульман Дагестана объединяют ценности модернизационные.

Мы задавали вопросы про образование, только 2% опрошенных сказали, что им образование не нужно, и 7% сказали, что им важно только религиозное образование. Остальные опрошенные отметили, что им важно и светское, и религиозное образование.

Мы также спрашивали у людей, что важнее – карьерные достижения или комфортная среда без особого напряжения?

Мы получили результаты, что люди в общем готовы жертвовать комфортом ради работы в более престижной компании и возможности зарабатывать больше денег.

Второй вывод: группа нетрадиционных мусульман по многим критериям очень архаична. Но когда мы начинаем рассматривать внутреннюю структуру ценностей этой группы, мы обнаруживаем, что она абсолютно расколота.

Это еще раз показывает, что проводить единую политику в отношении представителей нетрадиционного ислама – так, будто эта группа монолитна и вся ориентирована на одни и те же жизненные ценности, – неправильно.

И третий вывод: молодежь более религиозна, и ее религиозность более консервативна. И этот вопрос, на мой взгляд, должен серьезно обсуждаться».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Кылчык22.11.2016 8:44

    Разделяй и властвуй? ©

    • XAK22.11.2016 12:16

      Хотелось бы еще в этом опросе получить ответ на то, какой ислам традиционный, какой нетрадиционный, что это за традиции, к какому из этих течений нужно отнести первых мусульман и что нужно сделать, чтобы объединить всех мусульман… Как бы эти респонденты ответили на них?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: