29 ноября газета «Коммерсант» сообщила, что Российская академия образования (РАО), не афишируя, запустила процесс заочного голосования по новой редакции курса «Православная культура», рассчитанной на преподавание с 1 по 11 классы.
«С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), называя ее "логическим продолжением" курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года – и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу – в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось. Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом "Православная культура". Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы», – пишет издание.
После предания огласке этой информации министр образования О. Васильева заявила, что курс "Православная культура" отправлен на доработку. "Так как это программа федеральная, то работы не могут быть быстротечны", – сказала она.
Со своей стороны РАО заявила, что курс православной культуры не будет обязательным.
Однако эти события вновь подняли вопрос о том, как поставить изучение религии в государственной школе так, чтобы никого не обидеть.
Информационное агентство «Исламньюс» решило выяснить точки зрения представителей религиозных и научных кругов на то, что произошло.
Сопредседатель Совета муфтиев России. Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов:
- Эта инициатива Русской православной церкви воспринята неоднозначно. С ее критикой фактически выступили иудейская община Российской федерации, многие ученые и даже те, кто работает в сфере просвещения.
Ведь вместо того чтобы изучать астрономию, географию или иностранные языки у детей с первого класса предлагается отнимать учебные часы, и я думаю такой подход не приведет к прогрессу и развитию нашей страны.
Конечно, если это будет абсолютно свободно, без всякого давления со стороны заинтересованных лиц, факультативно с предоставлением равных возможностей всем конфессиям, тогда дискуссия не будет носить такого острого характера.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов, автор блока об исламе в учебнике «Основы мировых религиозных культур»:
- Попытки расширить и распространить эту предметную область в рамках школьного курса приведут к фрагментации нашего общества, потому что уже сейчас скажем, в Чечне свыше 90% выбирают основы исламской культуры, а в какой-нибудь Курской области – основы православной культуры. В конечном итоге идея о том, чтобы изучать друг друга оканчивается тем, что концентрируются исключительно на себе, а других изучать не хотят. Я бы сделал общий курс религиоведения для всех обязательным и чтобы изучали всё. То, что происходит сейчас – это еще один шаг к фрагментации вместо объединения.
Профессор Леонид Сюкияйнен, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН:
- Здесь не хватает нормального диалога не в интернет-пространстве, а напрямую между представителями наших религиозных организаций, государственных структур различного уровня и правозащитных организаций, которые начали мощную кампанию в интернете вместо того чтобы разговаривать друг с другом.
Вместо спокойного обсуждения получаются взаимные упреки и возбуждение общественного мнения. Необходимо выяснить, чем вызвано стремление одних ввести такие курсы, в чем опасения других и решать эти проблемы напрямую. В этом диалоге должны участвовать юристы. У нас какие-то эмоции являются превалирующими вместо правового анализа ситуации. В этой дискуссии должен участвовать Президентский Совет по правам человека, представители других институтов гражданского общества.
В свое время что-то похожее было с принятием закона об оскорблении чувств верующих. Был найден некий компромисс.
Ответить
Как по мне, так религия не должна лезть в образование. Вера - это лично дело каждого и не стоит навязывать ее другому, потому что это не правильно. Мы свободны и должны сами понимать, вот что нам верить или не верить. А в школах, обычно обязуют поверить и потом просто из детей сделать фанатиков, которые будут идти по дороге навязанной религией. Поэтому я считаю, что не стоит в школе ее навязывать.