Разновидности никаха. Как оформить отношения в исламе

Никах – один из важнейших религиозных обрядов в жизни мусульманина и мусульманки. Благочестивые верующие скрепляют свои супружеские отношение этим исламским брачным актом.

Но в наше время, когда многое, что некогда выходило за  рамки общепринятых норм поведения  уже считается нормой. У некоторых мусульман отношение к никаху также претерпело изменения.

Сегодня браки с легкостью заключаются и также легко расторгаются. При этом появилась целая категория людей, самодеятельных «мулл», которые заключают подобные браки, абсолютно не беря на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.

С другой стороны их бы не было, если бы не было тех людей, которые через такой «экспресс-никах» хотели бы легализовать свои похотливые желания.

Как говорится, спрос рождает предложение.

И все-таки возникает вопрос, как обезопасить будущее людей, которые решили узаконить свои отношения через обряд исламского бракосочетания.

С этой целью информационное агентство «IslamNews» решило обратиться, обрисовав различные ситуации, которые могут возникнуть при заключении никаха к главам официальных мусульманских структур, расположенных в Москве – председателю «Духовного собрания мусульман России» Альбиру-хазрату Крганову и председателю Духовного управления мусульман города Москвы, главному  имаму Московской Соборной мечети, ответственному секретарю Совета Улемов ДУМ РФ Ильдару-хазрату Аляутдинову.

 Например, никах пришла читать пара, но женщина при этом уже беременна?

Альбир Крганов:

- В шариате нет такого определения, чтобы беременность была преградой для чтения никаха. Конечно, потом это все скажется на ребенке, но  если женщина приходит сочетаться браком,  мы ее  про беременность не спрашиваем, но можем спросить была ли она замужем. Если она говорит, что была, то мы уточняем, когда это было, и  когда она развелась с мужем, чтобы соблюдался срок  трех месячных менструальных циклов (идда) в течение которого нельзя выходить замуж именно для того, чтобы определить в случае если наступит беременность, кто является отцом ребенка. Если она была замужем за кем-то, а потом решила развестись с первым мужем и выйти замуж за другого, а она от первого мужа беременна, то никах читать нельзя.

Ильдар Аляутдинов:

- Прежде всего, нужно провести беседу, объяснить, что зачатие ребенка до заключения брака с учетом соблюдения всех необходимых  предписаний является грехом. В данном случае обряд является единственной возможностью поправить ситуацию, предотвратить совершение аборта и не оставит женщину  матерью-одиночкой без кормильца.

Другой пример, если пришла пара приезжих из стран Центральной Азии – неизвестно были ли мужчина женат до этого, есть ли у него семья. Будете ли Вы читать никах или предварительно спросите свидетельство о браке?

Альбир Крганов:

-Когда к нам приходят люди, мы максимально вникаем в жизненные обстоятельства каждого  конкретного человека и рассказываем правила никаха по шариату. Если правила в каждом конкретном случае соблюдены,  то мы читаем никах. По шаритау у мужчины есть право  иметь до четырех жен, а что касается девушки, то мы  спрашиваем, была ли она замужем и не состоят ли ешё формально в браке? Если она не замужем, то никах читается, и мы не спрашиваем у них свидетельство о браке. Вместе с тем,  если у них есть серьезное желание сочетаться браком по исламскому обряду и построить серьезные отношения, то лучше  им официально оформить отношения, чтобы  у них не было сомнений в чистоте намерений друг друга и было ясно, что никто ни от кого ничего не скрывает.

Ильдар Аляутдинов:

- Для заключения брака понадобится соблюсти условия: наличие свидетелей, согласие опекуна невесты, одобрение родителей. Если на родине у мужчины уже есть семья, о чем будет спрошено, с ней связываются по телефону и выясняют, в курсе ли законная жена о том, что супруг намеревается заключить еще один брак и создать вторую семью.

Как Вы поступите в ситуации, если пришла пара – русский парень, не принявший ислам и номинальная мусульманка?

Альбир  Крганов:

- В этой ситуации  никах не читается.  Это запрещено шариатом. Есть расхождения в  мазхабах относительно другого случая, если невеста – не мусульманка, а иудейка или христианка. По  шафиитскому мазхабу она должна придерживаться веры христиан времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и считается, что  современные христиане уже не входят в эту категорию.

А по ханафитскому мазахабу чтобы прочитать никах достаточно того, что она  сама называет себя христианкой  или иудейкой.

Иногда некоторые наши имамы говорят, что произнесение шахады для сочетания брака по мусульманскому обряду перед никахом обязательно, но может получиться так, что произнесение  шахады будет формальностью и  исламские нормы при этом соблюдаться  не будут, а будет продолжаться посещение  храма своей конфессии.

Ильдар Аляутдинов:

-В данном случае бракосочетание невозможно. Даже если мужчина является мусульманином, а она – нет, то и тогда имам не заключает брак, следуя каноническому заключению для Российской Федерации. Создание семьи очень ответственный шаг, поэтому для его сохранения важно, чтобы не было серьезных расхождений в мировоззрении.

Будет ли читаться никах в ситуации, если пришла пара без свидетелей?

Альбир Крганов:

-Никах без свидетелей – это неправильно. По шариату девушку должны выдавать замуж ее представители или опекуны. Если таковых нет тогда муфтий или имам региона должен брать на себя эту ответственность. Иногда молодежь рассуждает таким образом: «Мы не хотим грешить и хотим чтобы все было по исламу».  Они заключают брак неофициально, без  огласки, не ставя в известность даже родителей  и  уходят каждый к себе домой и их взаимоотношения прекращаются. По правилам Ахлю-Сунна-валь-Джамаа это не правильно.

Есть временный брак  у шиитов с намерением обязательно расстаться. Но у нас такая форма никаха не принимается.

Ильдар Аляутдинов:

-Бывают разные ситуации, в том числе, когда отсутствуют свидетели. Священнослужитель обязан следовать условиям, при которых бракосочетание является возможным и действительным, наличие свидетелей – одно из них. Необходимо присутствие людей, знающих молодоженов и при необходимости способных подтвердить, что между ними был заключен брак.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Muslim__ 13 Декабря 2016г.
Ответить

"Ильдар Аляутдинов: — Для заключения брака понадобится соблюсти условия: наличие свидетелей, согласие опекуна невесты, одобрение родителей". Ильдар-хазрат, может, Вы не в курсе, но по ханафитскому мазхабу нет такого условия действительности никаха. Понятно, что никах без согласия уали не есть из благих деяний, но и условия такого в ханафитском мазхабе нет. "Если на родине у мужчины уже есть семья, о чем будет спрошено, с ней связываются по телефону и выясняют, в курсе ли законная жена о том, что супруг намеревается заключить еще один брак и создать вторую семью". Вновь какая-т...
Читать дальше

Muslim__ 13 Декабря 2016г.
Ответить

"Альбир Крганов: - По шариату девушку должны выдавать замуж ее представители или опекуны. Если таковых нет тогда муфтий или имам региона должен брать на себя эту ответственность". Если Крганов говорит, что он следует ханафитскому мазхабу, то ему стоит знать, что приведенная цитата не соответствует ханафитскому мазхабу, так как взрослая девушка может сама выходить замуж, без согласия опекуна. И даже формула, произносимая на никахе по ханафитскому мазхабу, НЕ такая, как в других мазхабах. То есть в других мазхабах уали девушки говорит "Я выдал такую-то замуж", а жених отвечает "Я взя...
Читать дальше

Muslimov 13 Декабря 2016г.
Ответить

MariamD. Свой вопрос, сформулируйте в более понятной форме.

MariamD 13 Декабря 2016г.
Ответить

>>В шариате нет такого определения, чтобы беременность была преградой для чтения никаха. Конечно, потом это все скажется на ребенке Каким образом?

Яндекс.Метрика