Татарская интеллигенция заблудилась в трех соснах

Фаузия Байрамова. Фото: «Бизнес Онлайн»

Фаузия Байрамова. Фото: «Бизнес Онлайн»

Теги:



14
03 Апреля 2017г. (06 Раджаб)
29 марта этого года в Казанском федеральном университете состоялась дискуссия под названием «Стратегия роста татарского народа: условия, состояние и пути». Ее в прямом эфире транслировала татароязычная версия портала «Татар-информ».

Дискуссия была организована по инициативе первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, который в ней все же не участвовал.  Она собрала таких мастодонтов татарского национального движения, как Индус Тагиров, Фандас Сафиуллин, Дамир Исхаков, Фаузия Байрамова.

Общая тональность выступавших была скорее негативная. Все они констатировали, что татарский этнос деградирует, молодежь не интересуется национальной культурой, не заинтересована в изучении родного языка, который не дает ничего в плане достижения «успешности» в современном российском социуме.

Открывший дискуссию известный историк Индус Тагиров подчеркнул, что религия сыграла в прошлом главную роль в сохранении татарского этноса до  Октябрьской революции. «Самым образованным народом России, издававшие свои газеты и журналы,  были  татары», – заявил Тагиров, который кроме всего прочего участвовал в разработке декларации о суверенитете Татарстана. 

Его поддержал ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин: «Если взять 16-18 века, то главным фактором сохранения татар был ислам».

С ними солидаризировался председатель Союза писателей Татарстана Данил Салихов, который также подчеркнул важность религиозного фактора в сохранении татарского этноса.

«Результатом сохранения религиозности, богобоязненности стало сохранение татарской нации», – заявил глава писателей Татарстана. Правда,  будучи представителем культурной элиты, он видит не менее важную роль театра в сохранении идентичности татар: «Во времена борьбы с религией  расцвел наш театр, который служил народу в различных областях его жизни».

Их дифирамбы в адрес религии прервал журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, выступивший в «защиту» атеистов и крещеных татар. Кстати, можно отметить, что он горячо поддерживает взгляды на религию, которые излагает от себя Рустам Батров.

Можно сказать, это выступление стало поворотной точкой в дискуссии, которая перешла в область обсуждения национальной культуры и образования, на темы которых так любит порассуждать татарская интеллигенция.

Так, известный татарстанский историк Дамир Исхаков посетовал, что в настоящее время народ занят решением своих экономических проблем. «Народ у нас сейчас больше заинтересован в экономическом процветании, а не в культурном», – заявил Исхаков, являющийся членом исполкома Всемирного конгресса татар.

Со своей стороны пламенный трибун начала 90-х Фаузия Байрамова сетовала на то, что в Татарстане утеряна национальная школа, существовавшая даже в советские времена, а национальную элиту за все годы обладания Татарстаном особым статусом так и не удалось вырастить.

Со своей стороны бывший депутат Думы Фандас Сафиуллин винил во всем ЕГЭ, так как по его словам, учащиеся стремятся не перегружать себя и из-за того, что приходится готовиться к сдаче этого экзамена на русском языке обходят стороной национальные школы, где преподавание еще ведется на татарском языке.

Этот тезис эмоционально подтвердил главный режиссер театра имени Камала Фарит Бикчентаев, рассказавший обидную для собравшихся в зале историю о том, что одна из актрис, работающих в его театре отдала своего ребенка в еврейскую школу. «Я поинтересовался у нее, зачем она отдала ребенка в эту школу. А она мне отвечает: «А что, в татарскую школу его что ли отдавать? Что он будет делать с тамошними знаниями?» – невесело поведал Бикчентаев.

Что-то вроде итога подвел своим выступлением директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов.

«Нет татарской национальной стратегии. Мы не можем сами себя показать. Нас считают за…колхозников!», – заявил Гилязов.

Ознакомившись с этими далеко не радужными рассуждениями, невольно напрашивается вопрос: « А как же татары выживали, как сохраняли свой язык и идентичность до 1917 года когда у них не было ни своего национально-территориального образования, ни представителей во власти, ни президентов, ни государственных издательств и институтов и Академии наук, а были они простыми крестьянами, и прослойка образованных людей и начиналась и заканчивалась исключительно муллами, а не академиками и артистами?»

Именно вера, именно ислам придавал силы простым земледельцам, неискушенным в политике, государственном строительстве и прочих высоких материях.

Когда вера была изъята у народа, начались проблемы. И пусть не вводит в заблуждение национальная политика советской власти. Она и была изначально рассчитана на то, что со временем под влиянием светского атеистического образования и культуры будут стираться различия между народами, а идеология интернационализма не предусматривала наличия «маркера «свой-чужой». Все народы должны были слиться в один-единственный «советский народ» без прошлого и будущего.

 Именно религия несет в себе изначальное глубинное понимание отличий одного народа от другого, ибо Божий закон изначально предусматривал создание разных племен, но не для самодовольного любования и  утверждений, что одни выше других, а выражения самого принципа цветущего разнообразия. И здесь не поможет никакой театр или национальная Академия наук. Именно вера заставляет человека задуматься о том, что он собой представляет, и что он передаст своим потомкам.

 Пока не будет преодолен отрыв интеллигенции, воспитанной в рамках ленинского тезиса о  советской национальной культуре «народной по форме, социалистической по содержанию» от религии, никому не удастся создать устойчивую национальную культуру и образование. А пока казанская интеллигенция продолжает блуждать в трех соснах.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Юра 01 Октября 2019г.
Ответить

Что такое фашизм? Есть классический Фашизм! А мало кто знает! Есть разновидность другого Фашизма! Гипертрофированные чувства! Что это такое? Человек определённой Национальности! Не любит, ненавидит свою нацию, язык, веру, культуру! Отказываются от своих предков корней сознательно! Перестаёт любить мать, отца, родных, могилки предков! Историческую Родину! Стесняются Называть себя Татарами! Есть и такие Отщепенцы, называют себя Булгарами! Был такой Коммунист Мишар-Татарин Ф.Табеев! Который ради Карьеры Прикинулся даже Булгаром! И хотел пробраться в Политбюро, из Кожи Лез! Ради э...
Читать дальше

kamilkkkk 04 Апреля 2017г.
Ответить

Знаем мы этих ИСторИКОВ революций , индусов и энгелей тагировых ...

Кылчык 04 Апреля 2017г.
Ответить

"...дискуссия была организована по инициативе первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, который в ней все же не участвовал. Она собрала таких мастодонтов татарского национального движения, как Индус Тагиров, Фандас Сафиуллин, Дамир Исхаков, Фаузия Байрамова..." Интересно, если бы Шаймиев все-таки принял бы в ней участие, - назвал бы тогда автор ее участников "мастодонтами", или нет?

Фидарис 03 Апреля 2017г.
Ответить

Сегодня реальная (не декларируемая) национальная политика, реализуемая властями РФ, демонстрирует нам невозможность как этнической регенерации татар, так и невозможность поднятия статуса языка на уровень, обеспечивающий его развитие. Все это могло бы стать возможным только в рамках реального государственного суверенитета, к великому нашему сожалению. Для того чтобы как можно дальше оттянуть дату смерти языка, нам все-равно придется изрядно попотеть. При этом мы должны требовать всегда максимума во всех сферах присутствия языка, максимума финансирования для его сохранения, твердо стоять ...
Читать дальше

BURE 03 Апреля 2017г.
Ответить

Согласен с выводами автора статьи ,но по моему мнению проблема намного глубже и сложнее . Перед татарами стоит важная задача ,когда посыпется Россия власть в Татарстане должны перехватить размышляющие люди которые поведут свой народ в правильном направлении. С Россией нам не по пути . Уверен среди многомиллионного татарского народа найдется несколько тысяч джигитов готовых на самые решительные действия в назначенный час .

Яндекс.Метрика