Богу - богово. В Казахстане религию лишили политического измерения

Религию поставили на безопасное расстояние

Религию поставили на безопасное расстояние

Теги:

6
06 Июля 2017г. (11 Шавваль)
20 июня 2017 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию государственной политики в религиозной сфере на 2017 – 2020 годы. Этот документ интересен прежде всего тем, что впервые на постсоветском пространстве власти, управляющие бывшей республикой СССР с преобладающим мусульманским населением, с помощью официального документа  обозначили место религии в структуре общества. Стоит присмотреться к тому, что в нем написано повнимательнее.

Согласно Концепции главной целью государственной политики по отношению к религии является «укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях». Право на исповедание любой религии рассматривается в Концепции через призму понятия о «свободе совести», характерной, прежде всего, для западной философии.

В Концепции особо отмечается, что «согласно общепринятым мировым нормам» государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности. На деле это означает, что государство получило исключительное право вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций, которые официально от него отделены.

При этом все, что касается религиозности, фактически маргинализируется. Так, незаконным объявляется «распространение религиозной литературы вне определенных для этих целей стационарных помещений». Объявляется, что «конституционное устройство государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, принципов этики должностных лиц». Иными словами особенности жизни и быта людей, практикующих религию, «выводятся за скобки» при принятии решений.

Это подтверждается и тем, что согласно Концепции «при принятии управленческих решений религиозные предписания не должны браться за основу, а государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе».

Такие же ограничения действуют и для силовых органов – в системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил не допускается пропаганда религии. Проведение религиозных обрядов может быть запрещено и из-за того, что они «могут повлечь угрозу для жизни и здоровья». Понятия угрозы жизни и здоровья настолько широкие, что руководствуясь ими можно отменить любое массовое мероприятие, в том числе и религиозное.

Однако, кажется, что больше всего вопросов при внедрении данной Концепции может возникнуть к спортсменам, ведь согласно ее положению  необходимо «формировать у спортсменов и их тренеров светское мировоззрение». Что здесь имеется ввиду? Разрешат ли спортсменам, например, носить бороды, упоминать Бога,  молиться на тренировках и в ходе спортивных соревнований?

И наконец, Концепция утверждает, что в соответствии со светским принципом конституционного устройства государство может вмешиваться в воспитание детей родителями в случаях, когда такое воспитание угрожает жизни, здоровью ребенка, ущемляет его права. Вот уж где простор для расширительного толкования. Более того угроза этого вмешательства теоретически может быть использована для оказания давления на тех, кто так или иначе выражает альтернативную официальной точку зрения на жизнь.

Представители религиоведческого сообщества Казахстана по-разному оценивают новую концепцию. Так, например, политолог Ислам Кураев считает, что реализация отдельных положений Концепции на практике может вылиться в постоянное вмешательство государства в дела религиозных объединений .

«Государство хочет создать рычаги влияния в религиозной сфере, но каким образом это будет осуществляться, я более чем уверен, не имеет представления. Это невозможно контролировать силовыми методами. Мы не нуждаемся в создании сложных правительственных структур. Следует начать с образования, создания собственной теологической школы, собственных институтов, также необходимо создавать диалоговую площадку. То есть искать те самые «раковые клетки», выявлять возможные проблемы и предотвращать их рост», – утверждает Кураев в своем интервью порталу 365info.kz.

Со своей стороны религовед профессор Анатолий Косиченко считает, что религия используется как инструмент геополитики и вполне понятны усилия государства по нейтрализации негативных последствий такого использования религиозного мировоззрения.

«Религия – очень значимый и эффективный геополитический феномен, которым активно пользуется мировая политика. Пользуется, управляя проявлениями религии на мировой арене, и с ее же помощью активно вмешивается во внутренние дела разных государств. В том числе, превращая религию в один из инструментов для проведения «цветных революций». И сами религиозные объединения даже в своих самых лучших проявлениях, к сожалению, никак не могут полностью актуализировать свой позитивный потенциал. Говорить, что религия сама по себе целиком и полностью замечательная сфера и государственное вмешательство ее только деформирует, нельзя», – говорит Косиченко.

По  его словам, опыт показывает, что даже когда религиозные объединения или отдельные граждане, позиционирующие себя как приверженцы той или иной религии, нарушают действующее законодательство, в ряде случаев сами они не признают подобные нарушения.

«И поэтому государственная политика в религиозной сфере необходима. Пока не разовьется гражданское общество, самосознание верующих и так далее», –  считает эксперт.

Автор: Ильдар Мухамтеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Daud AL Assad 13 Июля 2017г.
Ответить

Религия должна быть отделенна от политики любым способом и наче тогда превращение в Иран выходит.

Dima Gubnov 07 Июля 2017г.
Ответить

Неужели они думают что они смогут препятствовать воли Всевышнего

Кылчык 07 Июля 2017г.
Ответить

Назарбаев, не руби сук, на котором сидишь! Лететь придётся далеко, - на дно Джаханнама!

QAZAQ 07 Июля 2017г.
Ответить

В Казахстане панически боятся мусульман практикующих . Потому что их с каждым годом всё больше и 99 % саляфитского толка. Потому что во времена коммунизма так называемый традиционный ислам был уничтожен почти полностью коммунистами . Люди не знали ислама но знали что они мусульмане. И сейчас идет бурное распостранение так называемого салафизма. Поэтому государство хочет контролировать религию.

Zyfar 06 Июля 2017г.
Ответить

Значить создается грязная и более коррупционное государства ....

Мосбаш 06 Июля 2017г.
Ответить

Единственное, что тут можно сказать это следующее: право, которое не учитывает интересы общества - обречено на смерть. Просто потому, что общество не станет прибегать к нему. Единственная возможность обеспечить жизнеспособность такого права это силовые методы. Принимать во внимание одни интересы общества, такие как безопасность, и "оставлять за скобками" другие его интересы, такие как религиозные, говорит о том, что юристы-законодатели не компетентные специалисты, раз уж не смогли иначе создать такую концепцию, которая бы учитывала религиозные интересы общества наряду с другими.

Яндекс.Метрика