Что такое сунна

Слово «сунна» взаимозаменяемо с термином «хадис». Если быть более точным, понятие «хадис» имеет более конкретное значение, тогда как «сунна» – понятие более общее.

В арабском языке слово «хадис» означает «слово», «фраза», «рассказ». Следовательно, под словом «хадис» подразумевается и понимается то, что говорил Посланник Мухаммад.

Ученого, занимающегося наукой о хадисах, мы называем мухаддисом. Мухаддисы – это те, кто в основном выясняют, как и через кого был передан и доведен до них хадис от Пророка. Для осуществления этого столь ответственного дела они избрали особые методы, которые стали основой для формирования гуманитарных наук в истории человечества.

Слово «сунна» в арабском языке означает духовный путь (тарикат). Под выражением «сунна такого-то человека» подразумевается его жизненный путь. Исходя из этого, под сунной Пророка следует понимать его жизненный путь, его тарикат.

В терминологии мухаддисов сунна разъясняется следующим образом:

«Сведения об изречениях, действиях, одобрении (такрире), о внешности, нравственных качествах и факты из биографии Пророка называются «сунна».

Данное определение свидетельствует о том, что сунна включает в себя несколько различных составляющих, сохранившихся как наследие от Пророка Мухаммада и переданных в устной форме посредством достоверных источников, а также поясняет, что сборник этих сведений называется «сунной». Приведем по одному примеру к каждой из упомянутых составляющих.

  1. Изречения – включают в себя высказывания Посланника Аллаха по разному поводу и в различных ситуациях.


К примеру, он сказал: «Поистине, деяния зависят от намерений».

Люди, которые услышали эти благословенные слова, передавали их другим как особую ценность, в качестве аманата  и таким образом они передавались от поколения к поколению и доходили до ученого мухаддиса. Только после проверки этих слов научным методом, удостоверившись в том, что они являются хадисом, мухаддис включал их в свой сборник хадисов. Это называется «словесной (речевой) сунной» (ас-суннатул кавлиййа).

  1. Под действиями понимаются такая практика Пророка, как совершение омовения, намаза, хаджа и другие. Те, кто видел воочию подобные деяния Посланника Аллаха, рассказывал и показывал их тем, кто не видел. Так, подобные сведения доходили до ученого мухаддиса и становились примером того, что делал Пророк. Это называется «практической сунной» (ас-суннатул фиълиййа).

  2. Одобрение (такрир) – это одобрение чего-либо своим молчанием, то есть допущение и признание молчаливым согласием правильности определенного действия. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками. К примеру, Амр ибн Асс был предводителем группы воинов, отправленных Пророком на задание. В месте, куда они прибыли, он оказался в состоянии джунуб, при котором требовалось совершение полного омовения – гусла. Однако из-за ночного холода он совершил не гусл, а таяммум , после чего возглавил общинный намаз своей группы. Люди из этой группы по прибытии рассказали о случившемся Пророку. Тогда Посланник Аллаха одобрил поступок Амра ибн Асса. Одобрение может быть выражено либо словесным согласием, либо отсутствием возражения, то есть молчаливым согласием. Это называется «сунной одобрения» (ас-суннатут такририййа).

  3. Под сунной внешних качеств имеется в виду внешность Посланника Аллаха. Люди, воочию видевшие Пророка, подробно описали его рост, телосложение, волосы, глаза и другие части тела. Эти сведения также дошли в виде преданий до мухаддисов, а благодаря им – до исламской уммы. К примеру, книга имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадиййа» целиком посвящена именно этой теме. Все известные мухаддисы, даже если и не писали отдельных книг на эту тему, зафиксировали дошедшие до них хадисы об этом.

  4. Морально-нравственные качества. Почтенные сподвижники оставили предания о таких нравственных достоинствах Пророка, как его терпеливость, мягкость, отважность, щедрость и многих других качествах. Сведения о них также являются сунной.

  5. Биография. Благословенная жизнь Посланника Аллаха, его биография с момента рождения вплоть до его перенесения к своему Господу сохранены в хадисах с чрезвычайной точностью и всеми подробностями. Собрание такого рода преданий называется сийра.


Ученые мухаддисы собирали и включали в свои сборники сведения по этим шести направлениям, предварительно всесторонне и глубоко изучив каждую информацию.

Из этого следует, что сунна является очень важным источником для Ислама и мусульман. Потому что она включает в себя информацию о высказываниях, действиях, одобрениях, описание внешности и нравственных качеств, а также биографические сведения о Пророке Мухаммаде – почтеннейшем человеке, показавшем в своей жизни пример полноценного применения последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха.

Методам применения в жизни божественного, вечного и чудодейственного Руководства – Священного Корана – мы также учимся из сунны. Потому что именно Мухаммад принял Священный Коран, довел его до людей и показал, как внедрять его в жизнь.

Из сунны мы также учимся тафсиру – толкованию Священного Корана, поскольку первым и главным муфассиром Корана был Мухаммад. Ниспосланные ему аяты он читал окружавшим его людям и при необходимости разъяснял их смысл. Очень многие сподвижники расспрашивали  Пророка о фразах, которые были не-понятны им. Все это тоже передано в хадисах.

В сунне мы также находим подробности и описание тех требований, которые в общих чертах определены Священным Кораном как главным руководством. Например, в Коране Всевышний Аллах повелел совершать намаз. Однако то, каким образом и в каком порядке совершать его, подробно рассказал и показал Посланник Аллаха. Подобно этому, в Коране предписано обязательство дачи закàта . В сунне же разъяснено, с какого имущества, в каком количестве и каким образом следует давать закàт.

Точно так же многие законы шариата закреплены сунной на основе упомянутых в Коране общих указаний и правил. Следовательно, сунна в исламском шариате является вторым источником после Священного Корана. Это не просто мнение, возникшее в результате сравнения или размышлений. То, что сунна является вторым источником в исламском шариате, отмечено Всевышним Аллахом и Его Посланником, и на протяжении веков мусульмане единодушно следуют этому.

Во многих аятах Священного Корана Всевышний Аллах повелевает правоверным подчиняться в первую очередь Ему, а затем – Пророку. Поэтому в Священном Коране неоднократно озвучивается следующее воззвание, обращенное к верующим:

«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику!»

Аллаху повинуются посредством повиновения Корану. Повиновение же Пророку при его жизни проявлялось в форме повиновения непосредственно ему, а после его смерти это повиновение продолжается путем следования его сунне. Важно отметить, что повиновение Аллаху и повиновение Пророку – это не два разных понятия, поскольку Посланник всегда и во всем полностью повиновался Аллаху. Он не повелевал людям ничего иного, кроме повиновения Аллаху. Речь идет о повиновении повелениям Аллаха, упомянутым непосредственно в Коране, и о повиновении повелениям Пророка, отраженным в его сунне. Священный Коран есть вахий , ниспосланный Аллахом Пророку, и по смыслу и словесности перед этим вахий все создания остаются бессильными.

Что касается сунны, то есть хадисов – то это вахий, смысл которых от Аллаха, а слова – от Пророка. В хадисах о религии, шариате и других подобных вопросах Посланник Аллаха, передавал не свое личное мнение, а выраженный его словами вахий Аллаха. Характеризуя благочестивого Пророка, Всевышний Аллах сказал:

«И не говорит он по прихоти. Он (Коран) – не что иное, как вахий, что ниспосылается» .

Следовательно, каждое слово Посланника Аллаха о религии, вероисповедании, шариате – это вахий Аллаха. Посланнику не свойственно говорить по своей прихоти, исходя из своих низменных желаний. Уже лишь это свидетельствует о том, что сунна является вторым источником шариата.

Всевышний Аллах Сам ясно изложил в Священном Коране, что без повиновения Пророку, не следуя его указаниям, нельзя считать себя правоверным мусульманином.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«Но нет, клянусь твоим Господом! – не уверуют, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, потом не обнаружат в самих себе затруднения от того, что ты решил, и подчинятся подчинением [полным]» (аят 65).

Согласно этому, в решении каждой проблемы, возникающей в жизни, правоверные должны руководствоваться указаниями Пророка и его сунной. Его указания они должны исполнять без чувства душевного отягощения, всецело повинуясь им. В противном случае они не имеют права считаться правоверными. Это очень весомый аргумент в пользу того, что Сунна в шариате – второй источник после Корана.

В Священном Коране очень много аятов, содержащих такой смысл. Все они указывают на значимость сунны и то, что она в шариате Ислама представляет собой второй источник – масдар. Об этом неоднократно говорил и сам Посланник Аллаха. Так, в одном из хадисов он сказал:

«Я оставил вам две вещи. Если вы будете строго следовать им, то никогда не впадете в заблуждения. Это Книга Аллаха и моя сунна».

Упоминание Пророком сначала Корана, а затем сунны в многочисленных хадисах аналогичного содержания, следует понимать как указание на то, что сунна является вторым после Корана источником шариата.

Для более полного понимания этого вопроса рассмотрим хадис, переданный имамом Ахмадом, имамом Абу Давудом, имамом Тирмизи, имамом Дарими, имамом Байхаки, имамом Ибн Саъдом и имамом Ибн Абдул Барром.

Отправляя одного из сподвижников Муаза ибн Джабала своим представителем в Йемен, «Посланник Аллаха спросил его:

– Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?

Он ответил:

– Я приму решение согласно Книге Аллаха.

Пророк спросил:

– А если в Книге Аллаха не будет (нужного решения)?

Тот сказал:

– Согласно сунне Посланника Аллаха.

Пророк спросил:

– А если (нужного решения) не будет и в сунне Посланника Аллаха?

Тот сказал:

– Я прибегну к иджтихаду по своему усмотрению. Но не сдамся.

Тогда Посланник Аллаха похлопал его по груди и сказал:

– Хвала Аллаху, удостоившему посланца Посланника Аллаха довольством Аллаха и Посланника Аллаха, – и очень обрадовался».

Из этого хадиса совершенно очевидно, что когда отсутствует Посланник Аллаха, правоверные должны поступать сначала согласно Корану, а затем исходя из сунны.

Следуя этим аятам и хадисам, исламская умма, начиная с того времени, когда Аллах озарил мир религией Ислам, вплоть до сегодняшних дней единогласно признает сунну вторым после Корана источником. С этим могут не согласиться только те, кто заблуждается и не отличается здравомыслием.

Чья же еще сунна может считаться масдаром, если не сунна человека, которого избрал и назначил Своим посланником Сам Всевышний Аллах? Несомненно, каждый здравомыслящий человек ответит, что это сунна Мухаммада.

Итак, мы изучили словарное и терминологическое значения слова «сунна», рассмотрели соответствующие примеры. Помимо этого, основываясь на конкретных доказательствах, мы убедились в том, что сунна является вторым после Корана источником исламского шариата.





Из книги шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SamirAga 11 Июля 2017г.
Ответить

Неверится что это из книги Муфтия и Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа. Он всегда писал приветствия Пророку (Мир Ему и благословение Аллаhа) после упоминания о Нём. Шейх был очень богобоязненным человеком.

SamirAga 11 Июля 2017г.
Ответить

Из этого хадиса совершенно очевидно, что когда отсутствует Посланник Аллаха, правоверные должны поступать сначала согласно Корану, а затем исходя из сунны. _________________________________________________________________ Клянусь Господом, мы даже на толщину волоса не сможем приблизится к той жизни, которой жили сподвижники (Да будет Аллаh доволен Ими всеми), мы ни когда не сравнимся с ними по знаниям и богобоязненностью. Когда представители богатейших родов Йемена прибыли к Халифу Абу Бакру (Да будет Аллаh доволен Им), они думали что увидят дворцы из мрамора, и обитающего в них правителя ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика