«Клон» «Исламского государства» обречен на провал

Появиться ли новый ИГИЛ

Появиться ли новый ИГИЛ

Теги:


2
21 Июля 2017г. (26 Шавваль)
Заявления некоторых мировых лидеров о том, что запрещенное в РФ бандформирование «Исламское государство» (ИГИЛ) доживает последние дни, в принципе, не лишены оснований: эксперты разных стран, со своей стороны, не первый месяц пророчат скорое закрытие «проекта». Может, счет идет и не на дни, но на месяцы – точно, полагают в аналитической группе Conflict Monitor при международной экспертной организации IHS Markit. Так или иначе, несостоявшемуся халифату отводят максимум до двух лет.

Но угаснет ли сама идея, или теперь ИГИЛ под разными соусами и наименованиями обречен на бессмертие? Ведь некоторые из изначальных целей первого проекта – расчленение Сирии, свержение режима Башара Асада, поглощение части Ирака и дальнейший поход на Иран – никуда не делись, следовательно, у ИГИЛ вполне может открыться второе дыхание, полагают эксперты.

По одной из версий, за вполне вероятной реинкарнацией ИГИЛ – т.е. попыткой возродить «халифат – 2.0» после ожидаемого краха «оригинала» – могут стоять некоторые региональные игроки: Турция, Саудовская Аравия и Катар. Два последних потенциальных «прародителя» по понятным причинам вряд ли «замутят» в ближайшее время совместный проект, но вот тандем Анкары и Дохи в этом контексте вполне вероятен. Саудовцы будут играть самостоятельно – причем очевидно, что каждый будет преследовать в этой игре собственные геополитические задачи.

Цели Турции локальны: не допустить создания курдской дуги на своих рубежах в Сирии и в Ираке и поднять собственный рейтинг в качестве влиятельного неоосманского государства. Турки давно мечтали отхватить кусок от Сирии, установить над некоторыми ее территориями собственный неофициальный протекторат, напомнил IN политолог, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Сейчас у этих попыток может появиться новый импульс. Если бы сейчас с подачи заинтересованных сил в Турции запустилась вторая версия ИГИЛ, она была бы менее масштабной и более практичной, нежели первоисточник, с вполне конкретными задачами, отмечает аналитик.

У Катара свои цели: сохраниться в качестве значимого, самостоятельного ближневосточного игрока, способного противостоять недоброжелателям из числа соседей, а также отбить уже вложенные в первый проект активы. Но в одиночку Катару «второй ИГИЛ» не потянуть, и тут вполне мог бы сложиться альянс с Анкарой. Катар вложился бы финансами, Анкара выступила бы силовой «крышей».

Саудиты же, по мнению Грозина, заинтересованы в том, чтобы добить Асада – учитывая, сколько сил и ресурсов на это уже потрачено, но главное не это. Основная мишень Эр-Рияда – Тегеран. Противостояние по этой линии и объясняло бы дальнейшее участие в этой игре Саудовской Аравии.

Американцы, как и в случае с первым проектом, наверняка помогли бы реинкарнации «Исламского государства» и добрым словом, и делом. Мнения о степени причастности США к становлению первого ИГИЛ расходятся – от версии, что бандформирование является стопроцентным детищем американских спецслужб, до идеи косвенной поддержки ИГИЛ Вашингтоном, который просто извлекал дивиденды из чужой затеи. Сейчас же, в случае перезапуска проекта, американцы не будут лезть на рожон, оставаясь в тени, но, безусловно, попытаются держать руку на пульсе, считают одни наблюдатели.

Другие с этим утверждением не согласны. «Именно американцы заинтересованы в дестабилизации региона, в заварухе в Турции, в Саудовской Аравии, в противостоянии внутри Йемена, в прочих процессах. Чем слабее Ближний Восток, тем проще им управлять – особенно на фоне растущей обеспокоенности международного истеблишмента пассионарностью исламского мира. Ведение войн и поощрение любых групп и государств, cпособствующих разладу и вооруженному конфликту – одна из программ Запада: тот всегда даст отмашку на любую готовность стрелять. Американцы знают уязвимые места и катарцев, и саудитов, и всех прочих, используя их в своих целях», – объясняет политолог, востоковед, глава Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов.

Эксперты полагают, что гипотетическое второе «Исламское государство» может быть запущено как в Сирии (в турецком исполнении, по согласованию с некоторыми прочими игроками), так и, например, в Афганистане, Ливии или Йемене (в саудовской версии). Первый план предусматривал бы создание на сирийской земле некоей зоны, контролируемой протурецкими отрядами, второй – расширение проекта с опорной территории, плохо контролируемой центральной властью.

Однако во всем этом есть важнейший момент: понятно, что вторая версия ИГИЛ, так или иначе, носила бы чисто коммерческий характер и вряд ли повторила бы успех «оригинала». Первое «Исламское государство» – по замыслу его основателей – позиционировалось как спонтанный идейный порыв народных масс, жаждущих справедливости, коллективное творчество борцов с мировым злом. Поддавшись на пропаганду идеологов ИГИЛ, огромные массы волонтеров готовы были участвовать в проекте бесплатно, но когда всплыл коммерческий характер всего предприятия, идея утратила былую ценность и начала съезжать на обочину, считает Мухамед Саляхетдинов. Второе «Исламское государство» уже не продаст народам мира ту же идею всеобщей справедливости.

«Идея ИГИЛ дискредитирована – и не только в глазах мусульманской общественности, повторно создать нечто похожее не получится, – объясняет политолог. – Такого эмоционального порыва уже не будет, чистая коммерция с наемниками, без былого «задора», если так можно выразиться – это галочный, маргинальный проект, который не будет иметь в мусульманской среде массового резонанса. Собственно «исламского фактора» во втором гипотетическом проекте вообще не просматривается. К тому же, для халифата много денег не требовалось – все шли в ИГИЛ, чтобы попасть в рай. А вот на наемников придется потратиться, поэтому проект может быть достаточно дорогостоящим, но при этом не глобальным, а региональным, для дестабилизации каких-то определенных точек. На остатки ИГИЛ действительно претендуют сейчас многие, но особенно в том, чтобы Ближний Восток не потух, заинтересованы супердержавы. И они сделают все для того, чтобы он тлел и далее».

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 23 Июля 2017г.
Ответить

Саудовской Аравии надо быть крайне осторожной в нынешней ситуации так как у США есть проект расчленения не только Сирии но и Саудовской Аравии. В интернете даже карты есть как ее хотят расчленить. Мне кажется что ИГИЛ в нынешней ситуации может появится на территории бедных африканских стран Нигерия. Нигер может Чад. Остальные уже накушались. И еще условие появление где-либо нового ИГИЛ это наличие нефти либо других полезных ископаемых интересных для США. Сейчас все войны ведутся за ресурсы и рынки сбыта.

Zyfar 21 Июля 2017г.
Ответить

Готовится Бен Ладен номер 2 . 20:13, 17 августа 2016 Сын Усамы Бен Ладена призвал к свержению власти в Саудовской Аравии. https://lenta.ru/news/2016/08/17/osama_son/ Osama bin Laden's son calls for attacks on US http://edition.cnn.com/videos/politics/2017/05/15/bin-laden-son-us-attack-todd-dnt-tsr.cnn

Яндекс.Метрика