Информационное
агентство России
1°C
15 декабря, 05:31

Татарская элита и духовное составляющее нации

muh
Татарская элита и духовное составляющее нации
Четвертый съезд Всемирного конгресса татар

По итогам очередного съезда Всемирного конгресса татар (ВКТ), где так и не было озвучено конкретных мер по спасению татарской идентичности, свой рецепт попытался дать лауреат Пушкинской премии молодой писатель из Нижнего Новгорода Ильдар Абузяров.

В своей статье в «Бизнес-газете» он предложил ВКТ и учрежденному на его съезде «Национальному Совету» (Милли шура) свой рецепт спасения татарской идентичности.

Он состоит из трех пунктов: переезд татар в Татарстан, возрождение татарского села путем прикрепления к каждому в виде шефа какого-нибудь бизнесмена и развитие татар-ТВ и татарского интернета.

Яркие в своем прекраснодушии пункты этого плана трудно реализуемы.

Во-первых: все татары, по разным, разумеется, причинам, в Татарстан не переселятся. Более того есть тенденция, что самые умные и амбициозные, все-таки, уезжают, кто в Москву, кто за границу.

Татарские села, как и все, впрочем, села средней полосы России находятся в зоне рискованного земледелия и выйти на самоокупаемость не могут. В советское время эта проблема решалась государственной поддержкой колхозов, а сейчас о массовом фермерстве говорить не приходится. Да и условия жизни на селе не идут ни в какое сравнение с городскими. Сельская инфраструктура после бесконечных оптимизаций скукоживается как шагреневая кожа.

Во многих селах уже нет ни школ, ни больниц.

Татар-ТВ – отдельный разговор. То, что подается под соусом «ТНВ-планета» не выдерживает никакой критики. Глядя на его передачи можно подумать, что татары только и делают, что танцуют под татарский этно-поп. Во всяком случае, передачи, которые пытаются как-то обсуждать серьезные проблемы можно пересчитать по пальцам. Что касается мультфильмов на татарском языке для детей, то они им просто не интересны.

Татарский интернет в этом плане смотрится более выигрышно, за ним есть будущее, но над ним еще работать и работать. В конце концов, множество пабликов в социальных сетях, где «тусуются» татары просто русскоязычные. Знание языка там точно не отточишь, но они ведь существуют не для этого.
В общем, приходится констатировать, что новое – это хорошо забытое старое. Предлагаю вспомнить, что большую часть своего пребывания в границах российского государства у татар не было ни своей республики, ни  своего министерства культуры, ни национальной школы. Казанская губерния управлялась не представителями местной элиты, а присланным из центра губернатором.

А что же было? Были религиозные школы – медресе  и в казанских типографиях было разрешено печатать книги на религиозную тематику. Были и меры по русификации и христианизации со стороны властей. И им противостояли, прежде всего, не «указные» муллы, назначавшиеся с ведома царского МВД, а самосознание татар, которые определяли себя прежде всего как мусульмане. Кстати, царское правительство это вполне сознавало и старалось при сохранении официального курса на христианизацию местных мусульман лишний раз не провоцировать.

То есть религиозное самосознание включало в себя и национальную самоидентификацию местных мусульман как мусульман Поволжья, которые имеют здесь свои мечети с незапамятных времен и говорят на одном из тюркских наречий.

Те, кто в теме, например, первый председатель исполкома ВКТ Индус Тагиров признают, что религия сыграла главную роль в сохранении татарского этноса в течение столетий.

Но…парадокс! Нынешние «отцы нации» стараются не заострять на этом внимание, а предпочитают рассуждать о национальной культуре исключительно в области развития театра, танцев, Сабантуев и изучения языка.

Но, вот вопрос, почему выходцы из татарских деревень, имея в активе родной татарский язык, на котором они говорят и думают, и слушающие исключительно татарский этно-поп, переезжая в города, быстро ассимилируются и теряют свою «татарскость»?

Ответ прост: сельская по своей сути татарская культура не выдерживает соревнования с космополитчной городской, которая обращена ко всем сразу и ни к кому в частности. Это международная культура субкультур, которая далека от всякой национальной культуры.

То есть знание языка не спасает от растворения. Как бы не старался татарский этно-поп подражать космополитичной поп-культуре, он изначально получается хуже исходника.

В тоже время религиозная самоидентификация дает ее обладателю ощущение «инаковости» не в смысле противопоставления себя другим, а в смысле понимания, что есть разные варианты идентичности и вовсе не обязательно подстраиваться под большинство и мимикрировать.

Кроме этого у человека появляется сознание причастности к великому прошлому мусульманской уммы, частью которой является тот народ, к которому он принадлежит. Это в свою очередь побуждает интерес к изучению духовного наследия своих мусульманских предков.

Не зря, ох, не зря, большевики лишили только мусульманские этносы СССР их арабского алфавита, ведь все духовное наследие их предков было именно на нем.

Нации стали строить по-сталински, с чистого листа, как будто бы они не имели прошлого. Именно для этого была сконструирована современная национальная культура и ее носители – трудовая интеллигенция нового типа. Сколько лет татарскому театру? Ну, от силы сто-сто десять. Причем дореволюционный театр был во многом любительским, не имел государственного финансирования. Расцвет татарского театра, в том числе и оперного – советское время. Именно тогда появились артисты, которых теперь принято считать носителями национального духа.

Но ведь до этого татары тысячу лет обходились без театра и как — то не вымерли. А теперь, имея все культурные учреждения вплоть до Академии Наук «совесть нации» все громче и громче заявляет об уходе татар в небытие.

В свое время издательство «Иман» выпустило замечательный арабско-татарско-русский словарь заимствований из арабского и персидского языков (под редакцией М. Махмутова), вошедших в татарский язык и сохранившихся в текстах, изданных до революции.

Эти слова были вычищены после революции в ходе языковых реформ как «чуждые» татарскому языку. Им даже дали презрительную кличку «кумган харефляре» — «кувшинные буквы», видимо таким образом намекая на то, как очищаются «отсталые», по сравнению с носителями передовой коммунистической идеологии, мусульмане.

Но именно арабский алфавит – и есть точка, где у татар пересекаются национальное наследие и религия. Ведь считающий себя представителем национально ориентированной интеллигенции татарин должен знать арабский алфавит, чтобы иметь доступ к своему прошлому.

А от знания алфавита и чтения текстов на старотатарском можно уже и перебросить мостик непосредственно к религии, благо в подавляющем большинстве дореволюционных текстов исламская тематика так или иначе затрагивается и интерес к ней может пробудиться.

Иногда просто удивительно наблюдать, как блуждает в трех соснах татарская интеллигенция, которая в упор не хочет видеть очевидного – без духовной составляющей возрождение татарской идентичности не получится.

Ларчик, как думается, открывается просто: все нынешние «нац. лидеры» родом из партийно-хозяйственной номенклатуры. Религия там не то, что не приветствовалась, но даже, наоборот – за «нацменами» на партийных должностях наблюдали особо строго и двигали только тех, кто на деле демонстрировал, что он избавился от «религиозных» предрассудков.

Более того, среди них можно наблюдать не только недоверие к исламу как фактору культурно-национального возрождения, но и некие опасения по поводу «деструктивной», как им кажется, роли религии.

Но оставим «отцов нации». Искренние патриоты татарского народа должны отдавать себе отчет в том, что исламская составляющая, а отнюдь не пресловутое «тенгрианство» — одна из главных в деле возрождения национальной идентичности.

Именно симбиоз религиозного и национального способен дать «прививку» как от ассимиляции, так и от сползания в экстремизм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Марьяна07.08.2017 20:13

    Уважаемый автор, говорите за себя. Если вам и вашим детям не интересны детские татарские передачи, то это не значит, что остальные не смотрят. Я русская, муж татарин, однако наши дети с удовольствием смотрят детские татарские передачи.

    • Muslimov08.08.2017 10:25

      Марьяна Ас-салам Алейкум. Примите мои к Вам уважения. Пусть Аллах даст Вам, Вашим близким здоровья и Имана!

  2. Muslim__07.08.2017 23:40

    Машалла! Вот эта статья уже без ненужной воды и более предметная.

    Надо донести и до руководства РТ, и до руководства ВКТ, до всех татарских активистов, и вообще до всех татар, что сохранение и возрождение татарского народа возможно ТОЛЬКО через возвращение в ИСЛАМ.

    Только и ИМЕННО через искоренение религиозного невежества, через максимальное получение правильных знаний в Исламе, через повышение уровня богобоязненности, через жизнь по Исламу татарский народ имеет шансы на сохранение и возрождение.

    Не надо пытаться «изобретать велосипед», а надо вернуться всем народом к Исламу, там есть все рецепты. А все остальное — приложится, ин ша Аллаh, в том числе, сохранение и возрождение нашего языка как необходимого компонента для сохранения народа и еще и как один из способов реализации наиважнейшего принципа «аль уаля уаль бара» («Дружба, любовь, близость ко всему тому и тем, что и кто любимы Аллаhу, и отстранение от грехов, неверия и всего ненавистного Аллаhу»), без которого нет Ислама.

    • Марьяна08.08.2017 14:58

      Невозможно насильно веру насаждать, мы не в средние века. Однако, деятельность по сохранению татарского языка, татарское телевидение, татарский язык в школах отменять ни в коем случае нельзя. Это история, это культура. Потеряв ее можно лет через 100 пытаться разгадать татарское письмо, как клинопись.

      • Muslim__09.08.2017 9:38

        «Невозможно насильно веру насаждать, мы не в средние века».
        ——-

        Марьяна, непосредственно Ислам НИКОГДА и не насаждался «насильно».

        А вот руководители могут чаще и грамотнее (а для этого надо самим получить хотя бы в течении года получить базовые знания в исламе) говорить с населением через призму ислама, призывать прямо всех татар вернуться к исламу как необходимое условие возрождения народа, призывать народ устранять религиозное невежство, призывать учиться в медресе, на курсах при мечетях и, получив знания, делиться этими знаниями со своими детьми, с родителями, родственниками и т.д.

        В Медине руководство приняло Ислам, ответив на призыв Пророка Мухаммада (сас) — основная масса народа Медины приняла Ислам вслед за элитами, в Волжской Булгарии руководство приняло Ислам — основная масса населения приняла Ислам, а часть не захотела и выделилась в отдельный народ «чуваши» (кстати, Иван Грозный потом не давал такого выбора чувашам, а крестил их мечом), в России князь Владимир принял православие — дальше все было несколько иначе, так как часть населения приняла православие, а остальную часть мечом вогнали туда.

        То есть ту или иную религию население может принимать не только мечом, но и просто подражая элитам.

        И на элитах татарского народа сегодня лежит ОГРОМНАЯ ответственность: если жены политиков, больших бизнесменов и т.д. начнут носить платки, читать намаз и т.д. — многие из простого населения помледуют за ними, если сами вламтьимущие будут открыто получать знания по исламу, будут призывать людей к исламу, будут в головах народа четко увязывать «татарин=мусульманин», то и народ последует за ними.

        И если сегодня татарские элиты будут вести народ к Исламу, то и народ объединится вокруг этих элит и сами эти элиты будут потом, ин ша Аллаh, вознаграждены Аллаhом.
        А если элиты будут своим примером вести народ к разложению, то и получат потом, ин ша Аллаh, от Аллаhа унижение в этом мире и Ад в ахирате, а народ будет идти за нечестивыми элитами, но поддерживать не будет, то есть безбожные элиты будут слиты любым другим, кто наедет на эти элиты, потому что нет разницы между двумя шайтанами.
        Без возвращения татар к исламу татарским элитам нечего надеяться даже, сто они останутся элитами, так как если они не поведут народ к исламу, то они станут никому не нужны, так как народу не будет разницы, что эти «элиты», что любые другие, и их быстренько уберут другие, а за этих никто и не заступится.
        Так что, уважаемые руководители, «думайте сами, решайте сами».

  3. Сибиряк08.08.2017 7:02

    Хорошая статья, маша Аллах

  4. Muslimov08.08.2017 10:26

    Что касается ВКТ, то это — кукольный театр и все их конгрессы (не учитывая первых двух, на одном из которых я был), просто проводятся для галочки и ничего для татар там не решается.

    • Марьяна08.08.2017 15:00

      Каким образом вы там присутствовали, если не секрет. Насколько я понимаю, туда с улицы всех подряд не приглашаю.
      И да. Если вам кажется, что ничего не делается и ваши «предложения» не услышали, это не значит что так оно и есть

      • Muslimov08.08.2017 20:05

        Марьяна. Я там принял участие как делегат, от одной из татарских организаций. И как патриот татарской нации. Это было тогда. Сейчас уже в делегаты набирают не патриотов (не считая Германию и еще пару стран), а тех, которые угодны властям и подконтрольны —
        некоторым службам на местах. Плюс некоторые делегаты дети местных чиновников разного ранга, богачей и просто девушки для шашней. Этот ВКТ прошел, до него прошел и еще пройдет так же безрезультатно, если в делегаты будут избирать далеких от интересов татарской нации типов. Ранее (первые два конгресса) приняли многое и сделали немало. Про суверенитет в Татарстане и как расцвел Казан благодаря этому суверенитету, уже все знают. Если бы не патриоты тех времен, то многие казанцы так бы и жили в трущобах. Благодаря тогдашней независимости (в Татарстане не было даже флагов РФ) и возврата некоторых предприятий под юрисдикцию Татарстана, деньги стали оставаться в республике. Стоит отметит, что за независимость Татарстана проголосовали не только татары и остальные коренные народы, но и русское население. Помню как некий Н.Травкин (экстремист и антитатарист), напечатал антитатарских листовок (тогда еще на несколько миллионов рублей — 3х ком кв. стоила тогда ге то 10 000 рупь… и призывов к русскому населению (было написано: «Русские проснитесь и выходите на улицы. Если так будете молчать, завтра татары всех вас перережут»). Так вот милиционеры Татарстана на мосту у Яр Чаллы, остановили колонну автомобилей грузовых, которые из Москвы везли эти самые листовки. И …. многие машины вместе с листовками, были сброшены на Каму.
        Так же пока еще Татарстан не стал независимым, стали поступать заявления и письма от россиян (русские и т.д.), которые просили дать им гражданство Татарстана и дать возможность переехать в Татарстан. Вот такие были там времена. Было немало провокаторов. Помню на Ирек мэйданы (площадь Свободы) когда мы были на митинге, под прикрытием сотрудников КГБ РФ в гражданке, подошла русская женщина, сняла штаны и села на асфальт и начала орать: «Мы вас татар ссать и ср.а.т-ь научили. Пинду-йте отсюда к себе в Монголию». Я вмешался в это дело, женщина исчезла «в неизвестном направлении» (видать ее быстро кгбэшники увезли с собой обратно). Когда я отошел на 500 метров подальше от митинга, то был остановлен сотрудниками КГБ «для выяснения личности». Один из них был Андреем с татарской фамилией. Следили буквально за всем.
        Ладно… что то я уже в другую тему ушел.
        Ясно одно: не один современный делеГАД, не голосовал и не будет голосовать за суверенитет Татарстана.

  5. Muslimov08.08.2017 10:28

    А татарам не нужно «возвращаться» в Татарстан. Татары живут на своих исторических землях. Пусть возвращаются к себе те, которые приперлись туда мечом и кровью с 1552 года. Или на худой конец, отдадут наши земли Татарстану.

  6. Динар Заман08.08.2017 15:20

    Современный татарский народ- народ вобравший в себя многие национальности России: тюркские, финно-угорские, славянские, кавказские и семитские. Цементирующими факторами становления татарского народа послужили:
    1) Религия Ислам. Потомки тех татар, которые предпочли христианство и тенгрианство уже давно «православные русские»- их не меньше 30% среди русских.
    2) Тюркская культура и быт.
    3) Кыпчакский язык. Современный татарский язык- ни что иное, как чуть реформированный кыпчакский.

    Народ существует до той поры, пока он един- и простые смертные и власть имущие, и бедные и богатые, и пока его объединяет вышеперечисленные три фактора. Российская власть понимает, что русский народ будет существовать пока есть объединяющее (пусть хотя бы номинально) всех причисляющих себя к русским православие. Также Российская власть прекрасно понимает, что нужен «русский мир»- культура и быт, сложившиеся в течении определённого времени среди русского народа, да и нерусского тоже- новые адепты, приобщившиеся к «русскому миру» очень нужны. И третье, конечно же язык,- и опять же Российская власть понимает, что нужно вести борьбу за русскоязычное пространство и территории. А вот Татарстанская власть, татарская верхушка, по-моему- не очень.
    И ещё,- татарские эстрадные плясуны, шуты и певуны в таком количестве, как сейчас- не нужны. Они играют очень негативную роль, способствуя деградации татарского народа (шутки «ниже пояса», полуголые тётки, бессмысленные песни- это- вирус, внедряемый в программное обеспечение подрастающего поколения).
    Татарский язык на пятничных намазах, я думаю очень хороший шаг, для начала, предпринятый со стороны властей. Как раз это информационное поле должно быть привлекательным и преобладающим для татарской молодёжи, а не эти кривляющиеся, дёргающиеся и завывающие эстрадные дядьки и тётки.
    Также, первоначальным шагом властей должно быть создание татароговорящих детских садов- с татароговорящим персоналом и воспитательными программами в татарском национальном духе и стиле. Думаю соотношение 50 на 50 в Татарстане татароговорящих к русскоговорящим детским садам- вполне справедливо, учитывая национальный состав Татарстана- кто хочет- отдаёт своих детей в татароговорящие, кто хочет- в русскоговорящие детские сады. Оговорюсь, в татароговорящих должен преподаваться русский язык, а в русскоговорящих- татарский язык. Тут важен фон. У татарских детей, поскольку их родной язык татарский, должен быть в садике татароговорящий фон, а у русских- русский. Поскольку в России, по Конституции, все национальности равны, никто не должен быть обделён.
    Также должны создаваться татароговорящие общеобразовательные учреждения ( не номинально, как сейчас, а фактически- татароговорящие).
    Ну, и, естественно- татарские ВУЗы, пусть, для начала, 1-2, но они должны быть!
    И, Татарстанские власти должны обеспечить рабочие места (опять же- для начала) для «первых ласточек».
    Также, для поднятия престижа татарского языка, нужно призёров международной олимпиады по татарскому языку награждать ощутимыми наградами (думаю, 3 миллиона- за первое место, 2- за второе, 1- за третье- послужит сильным стимулом для изучения татарского языка и не очень раскошелит Татарстанские власти). Можно сюда ещё прибавить гранты на обучение в ведущих ВУЗах мира.
    А эти конгрессы, всероссийские и международные сабантуи- может быть и нужны- но не очень эффективны.

    • Мензеля08.08.2017 17:12

      «Современный татарский народ- народ вобравший в себя многие национальности России: тюркские, финно-угорские, славянские, кавказские и семитские.»

      Русские тоже не славяне, а смесь славян, чуди и тюрок. Некоторые даже считают, что современные татары и русские вообще генетически не отличаются. Думаю, что это все же не совсем так.

      • Динар Заман09.08.2017 12:45

        Отличаются по культуре. У татар культура сложилась на фундаменте Ислама, у русских- Православия. Ну а генетически- разницы особой нет, поскольку у сегодняшних русских на 2/3 кровь- тюркская- кровь оправославленных татар-
        государственников, стоявших на истоках построения государства Российского и кровь казаков-тюрков, помогавших своей воинской удалью завоёвывать территории для России. На севере- да, русские отличаются от татар, поскольку там было много славян, балтов, поморов и чуди.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: