Что скрывает американская "борьба с терроризмом" в Афганистане

U.S. Marines from Bravo Company of the 1st Battalion, 6th Marines walk through the rubble of a house destroyed in Sunday's airstrike in Marjah in Helmand province, southern Afghanistan, February 22, 2010.   REUTERS/Goran Tomasevic  (AFGHANISTAN - Tags: CIVIL UNREST POLITICS)

U.S. Marines from Bravo Company of the 1st Battalion, 6th Marines walk through the rubble of a house destroyed in Sunday's airstrike in Marjah in Helmand province, southern Afghanistan, February 22, 2010. REUTERS/Goran Tomasevic (AFGHANISTAN - Tags: CIVIL UNREST POLITICS)

Теги:


0
24 Августа 2017г. (01 Зу-ль-хиджа)
Президент США Дональд Трамп выступил с очередными воинственными заявлениями. На этот раз в адрес Афганистана. Движение Талибан вынесло американцам ответное предостережение. Чего ждать от политики нынешней администрации США в этом направлении агентство IslamNews поинтересовалось у политолога, президента Центра стратегических исследований «Россия –исламский мир» Шамиля Султанова.

На Ваш взгляд, заявление Трампа о смене стратегии в Афганистане и о том, что там надо победить во что бы то ни стало, угрозы в адрес Пакистана, сообщения о некоем военном союзе США с Индией, свидетельствует о том, что после неудачи с Северной Кореей он решил хоть где-то заработать внешнеполитические дивиденды?

В общем, да. Трамп находится у власти уже восемь месяцев, но пока он не добился ни одного внешнеполитического успеха. Еще во время предвыборной борьбы близкими к нему политическими кругами была сделана заявка на разрешение ближневосточного конфликта. После своего избрания Трамп вместе с семьей совершил целое турне по странам Ближнего Востока. Для работы на этом направлении были выделены специальные люди – его зять Джаред Кушнер и специальный советник по этому региону, Джейсон Гринблат. Но мирное урегулирование на Ближнем Востоке  - слишком сложная задача. На одной из околополитических тусовок Кушнер сам признал, что из этого ничего не получится. То есть ожидать каких-то прорывов в разрешении израильско-палестинского конфликта не стоит.

Ситуация с Северной Кореей сложилась еще хуже. С одной стороны из администрации Трампа слышны воинственные выкрики, а с другой стороны образовалась жесткая оппозиция, хоть и не публичная, со стороны высших армейских кругов, которые понимают, что если в Корее начнется военная кампания, то речь может очень быстро пойти о столкновении между США и Китаем, причем в условиях когда Америка находится в невыгодном положении. Это уже не говоря об отношениях с Россией, в которых Трамп, может быть, и хотел какого-то прорыва, но с самого начала у него не заладилось.

И тут возникла идея с Афганистаном, что можно получить там какой-то результат.

На самом деле никакого нового плана по Афганистану нет. Трамп повторяет почти то же самое, что делал его предшественник – Барак Обама. В 2008 году Обама заявил, что его главной целью является вывод войск из этой страны, но буквально через полгода после прихода к власти он увеличил американский контингент в Афганистане и довел его численность до 90 тысяч человек. Правда, потом он его постепенно сокращал и снизил до 13 тысяч.

Почти такую же схему пытается реализовать и Трамп. Он заявляет: «Наша основная задача – борьба с терроризмом. Мы будем бороться с ИГИЛ, Аль-Каидой, Талибаном (запрещены в России). Если мы сейчас уйдем из Афганистана, то там возникнет вакуум власти». И вот он уже предлагает увеличить численность американских войск в этой стране. Это попытка набрать хоть какие-то политические очки с учетом того что у Трампа никто не буде в ближайшие месяцы спрашивать об успехах. Начинается очередная шумиха, которую можно препарировать как некий политический успех.

Другое дело, что, в отличие от Обамы, у Трампа это не прокатит, потому что пресса уже начала его критиковать за то, что он идет по стопам своего политического предшественника, которого яростно ненавидит. Тем не менее, на безрыбье и рак – рыба.

А угрозы в адрес Пакистана и попытки создать что-то вроде союза с Индией, о чем говорят?

Это тоже уже было при Обаме. США уже периодически угрожали Пакистану и сокращали ему военную помощь, но при этом не прекращали ее полностью, так как не хотели, чтобы эта страна полностью перешла в сферу влияния Китая.  Поэтому все угрозы американцев ни к чему кардинальному не приводили. Тем более, сейчас. У Пакистана своя стратегия в отношении  Афганистана. Этой стратегии он следует уже двадцать лет и получает поддержку со стороны Китая.

Что же касается Индии, то она нарастила свои позиции в Афганистане за последние десять лет и даже создала «свой» Талибан, который получает от нее финансирование. И в этом смысле – высказывания американцев – это заявка на то, что с помощью индусов они попытаются достичь какого-то кардинального перелома в ситуации. Но баланс сил в Афганистане явно не в пользу Индии и доминирующие позиции там занимает Пакистан, и я думаю, что американцы ничего не добьются.

А как на этом фоне выглядят упреки США в адрес России по поводу того что она, якобы поставляет оружие талибам? Есть ли у России собственная стратегия в отношении Афганистана?

Это слишком деликатная сфера и никто никогда этого подтверждать не будет. Это могут быть и словесные спекуляции. А, может быть, в нынешней ситуации враг может стать временным союзником. Но в России знают, почему американцы не уходят из Афганистана.  Дело в том, что в Афганистане американцы строят или уже построили одну из своих секретных баз, точнее базу ПРО (противоракетной обороны) недалеко от Мазари-Шерифа и 10-12 тысяч американских солдат в этой стране – это охрана этой базы. Эта база – один из элементов глобальной системы ПРО, которую американцы сейчас создают.

Я думаю, что если бы не эта база, то американцы уже давно бы ушли оттуда. А эта база и для России, и для Средней Азии создает, что называется, головную боль. Но, с другой стороны, у нас нет особых контактов с талибами. Стратегия России в отношении Афганистана определяется двумя ключевыми моментами. Во-первых, мы не хотим, чтобы эта база ПРО существовала, так как она контролирует наши ракетные позиции в Сибири и, во-вторых, Афганистан традиционно входил в сферу влияния Советского Союза, и мы заинтересованы, чтобы там был стабильный и дружественный политический режим, а также в укреплении наших позиций в этой стране.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика