Сулейманов в 106 лет продолжает носить осколок у виска

Глава сельской администрации Нина Раткевич прикрепляет ветерану георгиевскую ленточку

Глава сельской администрации Нина Раткевич прикрепляет ветерану георгиевскую ленточку

Теги:




0
10 Мая 2011г. (06 Джумада ас-сани)




106-летний ветеран войны Капкен Сулейманов проживает в селе Журавлевское Омутинского района Тюменской области. В свои преклонные лета он подтянут, ходит без трости, в глазах – огонек. Гости из областного центра, приезжающие поздравить Капкена-ага, увидев аксакала, изумляются: не перепутали ли они адрес, дед перед ними не похож на 106-летнего человека.



"В жизни я не держал в руках сигарету, никогда не пил водку, поэтому живу долго", – говорит ветеран.



Капкен Сулейманов также ежегодно в месяц Рамадан соблюдает предписанный мусульманам пост. И еще он любит петь. В шесть утра, когда Журавлевка еще спит, аксакал выходит на улицу и прогуливается по селу, тихо напевая казахские народные песни: совмещает приятное для души пение с полезным для тела утренним моционом. Родственники говорят, что память у деда – феноменальная, он одинаково помнит и детские, и фронтовые годы. Единственный недуг – слуховой. Капкен-ага плохо слышит, нужно говорить ему прямо в ухо. Глухота – результат скорее не возраста, а контузии на фронте. После тяжелого ранения слух долго не восстанавливался, а со временем контузия вновь напомнила о себе. Вот уже 67 год фронтовик носит осколок немецкого снаряда между виском и правым глазом. В этом месте проломлена кость, и осколок чувствуется руками.



В последние годы ветеран стал особенно сентиментальным. Слезы то и дело наворачиваются на глаза, когда на память приходят тяжелые мгновения жизни, которых было предостаточно. Слишком много смертей родных и близких людей он видел. Рано ушел из жизни единственный сын. Родная дочь погибла от удара молнии у него на глазах…



Капкен Сулейманов родился в 1904 году в семье волостного управителя в ауле Баян (северный Казахстан). В семь лет остался без матери, в тринадцать – женился. Точнее, женили его на засватанной еще с колыбели девушке, которая была немного старше. В ту пору казахи говорили, что если мальчик не падает с ног, если бросить в него малахай (шапку), то он уже стал джигитом, пора ему обзаводиться семьей. Так почти в одно время поженились и сын, и его овдовевший отец. В 1918 году у Капкена появился брат Шеризада, затем еще два брата (все четверо воевали в Великую Отечественную). У молодоженов же друг за дружкой родились четыре дочери и сын.



Конец 20-х годов ХХ века казахи называли «жер козгалыс» (землетрясение), сравнивая коллективизацию со стихийным бедствием. Одним из первых в ауле Баян подверглось раскулачиванию хозяйство волостного Сулеймана из рода кантай-керей. Капкен-ага помнит, как милиционеры выносили на улицу из дома одежды, различную утварь, затем все добро тут же распродавалось на аукционе. Весь скот перешел в собственность колхоза.



На рубеже 20-30 годов родные степи покинули, уходя от репрессий, коллективизации и последовавшего голодомора, сотни тысяч казахских семей. По расчетам демографа М.Татимова, голод в начале 30-х годов унес жизни 2 млн. 20 тысяч казахов (из 4 млн. 120 тысяч), более 600 тысяч человек покинули пределы Казахстана, стали «откочевниками».



Капкен Сулейманов с родственниками перекочевал на территорию Тюменской области (тогда еще Омской), стал одним из основателей казахского колхоза Кызыл-ту.

Младший брат Шеризада ушел на фронт добровольцем в первые дни войны. Осенью сорок первого надел солдатскую шинель и Капкен.



"Брат Шеризада раненый попал в плен, – рассказывает ветеран. – Об этом мне написал знакомый казах из Омска, который воевал с ним в одной части. Это было еще в начале войны. Немцы наступали, наши – отступали с потерями. Что стало потом с братом, мы не знаем. Бумаги пришла, что он пропал без вести".



На глаза аксакала наворачиваются слезы, когда он говорит, что возможно немцы там же на поле боя расстреляли раненого Шеризаду.



Пулеметчик Капкен Сулейманов воевал на Втором Украинском фронте. Тяжелы фронтовые будни пехотной части. Обстрелы с земли, бомбежка с воздуха, окопы, землянки. Сын волостного управителя прошел с боями пешком всю Восточную Европу, не раз получал ранения. Однажды завалило землей при бомбовом ударе.



"Я потерял сознание, – вспоминает ветеран. – Очнулся, и не могу двигаться. Всю ночь, раненый, карабкался под землей, рыл руками себе дорогу на свет, звал на помощь, и только утром меня услышали и откопали".



Отступая, немцы заготовили немало сюрпризов для наступающей советской армии. Капкен-ага рассказывает, как однажды однополчане нашли в подвале флягу со спиртом. Это стоило жизни более тридцати солдатам. Спирт оказался отравленным.



"Я никогда не брал в рот фронтовые сто грамм, – говорит ветеран. – Отец с детства воспитал во мне неприязнь к алкоголю. А тут наши ребята погибли из-за спирта…"

Глаза его грустнеют, но через минуту вновь оживляются, когда аксакал рассказывает о встрече на фронте с Леонидом Брежневым, будущим генсеком.



"Приходилось ли вступать в рукопашную и стрелять в немцев с близкого расстояния?" – спрашивает ветерана полпред муфтия ДУМАЧР Фатых Гарифуллин, с которым мы вместе приехали поздравлять фронтовика.



Дуа Всевышнему после бешбармакаДуа Всевышнему после бешбармака






"Да, много раз, если не будешь стрелять на передовой, то выстрелят в тебя", – отвечает ветеран.



Штурмовать Берлин Капкену-ага помешало очередное ранение. Известие о Победе он встретил в госпитале под Будапештом. После войны пас колхозный скот, растил дочерей, внуков.



Живет 106-летний ветеран в большом кирпичном доме, предоставленном ему местными властями. Ухаживает за ним сноха Ляззат (жена умершего внука) и две правнучки – Алма и Рысты.



"Дед постоянно в движении, – рассказывает Ляззат. – Ему бы слуховой аппарат. Мы обращались в областную больницу в Патрушево, но пока не получается приобрести слуховой аппарат. И еще мы просим дать нам жилье в районном центре Омутинка, чтобы была возможность вызвать скорую помощь, если не дай Бог, дед заболеет…"



Родные говорят, что соседи, и вообще жители Журавлевки уважают и любят Капкена-ага.



"Мы тут все живем как родня, и казаки и русские", – улыбается ветеран.



"Капкен-ага Сулейманов – это наша гордость, – говорит глава Журавлевской сельской администрации Нина Раткевич. – Он до сих пор читает без очков, сам ходит за водой на колонку, зимой чистит снег, показывает добрый пример во всем".



В канун Дня Победы поздравить ветерана приехали с подарками председатель Национально-культурной автономии казахов Тюменской области Есенгалий Ибраев, представители районного совета ветеранов. Хозяева угостили всех гостей отменным национальным бешбармаком.







Капкен-ага с Фатыхом Гарифуллиным и Есенгалий ИбраевымКапкен-ага с Фатыхом Гарифуллиным и Есенгалий Ибраевым




Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика