Практика духовной активности мусульманок в России и Центральной Азии

Институт абыстай в постсоветское время смог легализоваться и приобрести официальный статус

Институт абыстай в постсоветское время смог легализоваться и приобрести официальный статус

Теги:


0
14 Ноября 2017г. (24 Сафар)
В исламском социуме ведущие позиции в сфере религии традиционно принадлежат мужчинам. И хотя история ислама знает примеры, когда женщины играли важнейшую роль в поддержании религиозных традиций, именно мужчины выступают в первых ролях, когда вопрос встает о духовном лидерстве. Но это не значит, что женщины лишены духовной поддержки и не получают никакого религиозного образования.

В ответ на духовные запросы женщин возник институт женского неформального религиозного  наставничества, который в России получил название абыстай, а в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане – отин-ойи или отинча (в переводе с персидского женщина – учитель ислама).

В наше время возник еще один феномен женского наставничества –женские мусульманские неформальные сообщества, как женские клубы, центры и союзы. Другие группируются вокруг неформальных сообществ в социальных сетях. В силу своих особенностей (сетевые структуры по интересам с горизонтальными неформальными связями) часто становятся площадкой для принявших ислам.

Сам же институт женщин-религиозных наставников берет свое начало в средние века и является проявлением так называемого «народного ислама», который в отличие от «интеллектуального ислама» отвечает устремлениям широких народных масс.

К категории отин-ойи относят таких знаменитых  средневековых поэтесс Туркестана как Увайси и Надира-бегим.

В прошлом, как правило, отин-ойи становились образованные дочери духовных авторитетов –сейидов, ишанов, ходжей. Учитывая мусульманские традиции, которые предписывают женщинам не контактировать с мужчинами-немахрам (с которыми возможно заключение брака), их обучение происходило в домашних условиях. Соответственно, в обязанности самих отин-ойи входило обучение девочек основам религии и грамотности.

Дореволюционные российские востоковеды-исследователи Туркестана, в частности Н. Радлов отмечали существование института духовных наставниц у населявших его различных мусульманских народов. Соответственно еще в средние века сложились формы традиционной чисто «женской» обрядности, которая не допускала присутствия мужчин, ограничивая  участников исключительно принадлежностью к женскому полу.

Важной частью деятельности отин-ойи являлась подготовка молодых девушек к браку и семейной жизни. Во времена Советской власти, когда любые открытые проявления религиозности не приветствовались властями, деятельность отин-ойи в основном была сосредоточена на помощи в проведении религиозных обрядов, связанных с похоронами. Они помогали женщинам правильно соблюсти все предписанные религией обычаи.

В современном Узбекистане отин-ойи ведут женские собрания – «гап», где проводится чтение Корана и произнесение дуа, и подается угощение его участникам. В основном отин-ойи – это вышедшие на пенсию пожилые женщины, у которых достаточно времени для чтения религиозной литературы.

В последнее время со стороны некоторых представителей официального духовенства в адрес отин-ойи раздаются упреки в недостаточном уровне религиозного образования. Их также обвиняют в том, что они берут деньги за свою деятельность и превратили ее в «бизнес».

В своей основе деятельность отин-ойи очень похожа на ту, что среди татар вели абыстай. Это, как правило, были жены мулл, которые также занимались обучением девочек основам ислама и помогали женщинам в проведении различных религиозных обрядов. Абыстай были более активны, чем их среднеазиатские «коллеги». Например, обычай собирать у абыстай женщин по пятницам в то время, когда мужчины посещают джума-намаз в мечети, получил распространение именно в татарских деревнях. На этих собраниях абыстай читала вагаз (проповедь), обращенную к женщинам.

Апофеозом деятельности женщин – религиозных активисток можно считать избрание на Первом Всероссийском съезде мусульман в мае 1917 года  казием (судьей) женщины – Мухлисы Буби, представителя видной джадидистской семьи Буби (Бубеевых), которые на свои деньги организовали медресе в своем родном селе.

Создательницей первой общественной организации мусульманок России стала Марьям Султанова, жена Арсланали Султанова, сына муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммедьяра Султанова.  В 1908 году она создала Уфимское дамское мусульманское благотворительное общество, которое было закрыто уже при Советской власти в 1923 году.
Свою активность татарские абыстай вели и в годы государственного советского атеизма.

При Советской власти в отличие от Узбекистана, где напор антирелигиозной деятельности все же сдерживался, в том числе и местными партийными чиновниками, в европейской части СССР в условиях тотального контроля со стороны спецслужб знания о религии зачастую можно было получить только в семье и от матери, воспитанной в духе ислама.

Теперь женщины работают в структурах тех или иных исламских организациях. В Российской Федерации официально действуют исламские женские организации, которые занимаются проблемами женщин-мусульманок. Самый яркий пример – Союз мусульманок России, который имеет свои представительства  более чем в 50 регионах России.

При всей своей схожести женские исламские религиозные группы в России и в Центральной Азии имеют одно главное различие: если отин-ойи  носят неформальный статус, то институт абыстай в постсоветское время смог легализоваться и приобрести официальный статус.

Автор: Расул Ахметов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика