«Оживление наук о вере» на новый лад (ВИДЕО)

Спикеры «Школы мусульманского лидера «Махалля»

Спикеры «Школы мусульманского лидера «Махалля»

Теги:

7
23 Ноября 2017г. (04 Раби аль-авваль)
В Казани с 20 по 22 ноября этого года на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Казанского федерального университета прошла очередная «Школа мусульманского лидера «Махалля». Ее участникам предлагалось обсудить темы мусульманского модернизма, суфизма, исламского фундаментализма и традиционного ислама.

Выступавший в защиту исламского модернизма доктор философских наук Тауфик Ибрагим подверг критике некоторые суждения факихов разных мазхабов и выразил сомнение в достоверности некоторых хадисов, которые ему показались «странными».

Когда один из слушателей задал Тауфику Ибрагиму вопрос о том, считает ли он себя мусульманином, критикуя все исламские источники, тот ответил утвердительно. На это последовал другой вопрос, может ли он назвать хоть одного современного мусульманского богослова, который для него является авторитетом? В ответ Тауфик Ибрагим назвал лишь имя шейха Юсуфа аль-Кардави.

На следующем заседании с рассказом о тасаввуфе известный исламский деятель Абдуррауф Забиров. Он подчеркнул, что суфизм является неотъемлемой частью ислама и назвал его духовной жизнью и духовным авторитетом личности пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Среди неотъемлемых черт тасаввуфа он назвал исправление вероубеждения, действия на основе шариата и систему нравственного воспитания, очищения сердца верующего. Он осудил попытки некоторых ученых-востоковедов отделить тасаввуф от ислама.

В ответ председатель Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов отметил, что деление на суфиев и салафитов в России произошло в начале 90-х годов прошлого века, и сказал, что суфизм многообразен и, что одни и те же тарикаты в разных странах имеют свои особенности.

Затем обсуждение перешло к исламскому фундаментализму.

Выступавший по этой теме Мухамед Саляхетдинов отметил, что с падением «железного занавеса» молодежь, отправившаяся обучаться религии за рубеж познакомилась там с так называемым салафитским направлением в исламе. По его мнению, противоречия между различными группами мусульман возникают из-за политической и социальной конъюнктуры. Так, противоречия между суннитами и шиитами в Ираке возникли лишь после вторжения американцев в эту страну.

Также салафитов начали сталкивать с суфиями и наоборот. Салафизм больше ассоциировался с сепаратизмом и власти поддержали суфизм в результате чего салафиты в Дагестане были маргинализированы.

Он назвал суфизм, ихванизм, салафизм – «чертой характера», и заявил, что привязанность к тому или иному течению ислама определяют обстоятельства, характер и психологическая склонность мусульманина.

Мусульманский деятель призвал быть толерантными к различным течениям в исламе. В тоже время он признал, что у ислама есть определенные вероучительные рамки и что тех, кто за них выходит, нет оснований называть мусульманами.

При этом он подчеркнул, что не является сторонником вынесения такфиров, так как это серьезно ограничивает взаимоотношение между мусульманами. Он указал, что частой причиной конфликтов между представителями разных течений ислама – низкий образовательный уровень.

Оппонировавший ему автор популярного перевода Корана Эльмир Кулиев отметил, что определить, кто такие салафиты, очень трудно. Формы бытования трактовок ислама разнятся в зависимости от страны.

Салафия реально претендует на свою трактовку ислама. Он указал, что выход за рамки четырёх мазхабов по его мнению является негативным вызовом умме, а на выходе зачастую получается сектантская идеология.

Третья часть дискуссии была посвящена традиционному исламу.

Основным выступающим по теме был преподаватель Российского исламского университета Рустам Нургалеев. Он убедительно рассказал, что традиционный ислама – это следование Корану и Сунне и адаптация обычаев, свойственных тому или иному народу, если они не вступают в противоречие с фундаментальными принципами мусульманской религии.

Он проиллюстрировал свои тезисы на примере народного обычая поминок усопших на 3,7 и 40 дни, указав, что в Дагестане местный муфтият отменил его из-за чрезмерных трат, которые люди допускают при проведении этих поминок. В то же время для Татарстана он считает его приемлемым, так как они проходят гораздо скромнее, чем на Кавказе и на них встречаются родственники, а поддержание связей с родственниками является Сунной.

Также касаясь празднования Нового года, он указал, что этот праздник лично для него является временем, когда он продолжительное время может посвятить своей семье и возможность собраться вместе со своими родственниками. Поэтому он ждет этого времени с нетерпением.

Подводя итоги очередной «Школы мусульманского лидера», надо признать, что усилиями мусульманской общественности все же удается запустить дискуссию о месте ислама в современном обществе и оживить исламскую религиозную мысль, которая волей-неволей должна реагировать на те вызовы, которые бросает верующим-мусульманам, да и не только им, современная секулярная цивилизация.

Выступавший в качестве модератора дискуссии известный журналист Орхан Джемаль отметил, что мероприятие прошло на достаточно высоком уровне.

«Организаторы (Резеда Сафиуллина и Ренат Музаферов, прим. IN) разработали концепцию, задумали и провели все мероприятие без провинциальной стеснительности. Вопросы были поставлены по существу, было достаточно интересно… Было достаточно жестко, были резкие споры. Это было достаточно интеллектуально и достаточно смело. Они предприняли попытку оживить интеллектуальную жизнь исламской Казани, а не очередную бюрократическую попытку ее имитации», – отметил Джемаль.



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 24 Ноября 2017г.
Ответить
-3

Не понимаю отказ от вынесения такфира и потуги не которых вообще запретить слово кяфир. Так вот такфир не выносится в адрес мусульман. Такфир выносится в адрес не мусульман. И что такое такфир это объявление не мусульман не мусульманами и все. И кстати такфир выносится в Коране, особенно в суре "Аль-Байина". Так что не нужно некоторым прогибаясь под так называемую демократию и толерантность отрицать то что есть в Коране.

Dag 24 Ноября 2017г.
Ответить

Встретились два коранита. Один - человек, посвятивший жизнь изучению и переводу Корана,(ахлю ль Коран), другой посвятивший жизнь умалению значения сунны в шариате и выискивание недостатков в хадисах. (исламоед-"коранист")

99 24 Ноября 2017г.
Ответить

Зачем столько мудрить надо следовать четко КОРАНУ, если в КОРАНЕ не написано значит нет этого, зачем что то высасывать из пальца.сура 3 аят 7 ОН ТОТ, КТО ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты,составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами,желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха.

SamirAga 23 Ноября 2017г.
Ответить

"Воскрешение религиозных наук " - замечательная книга имама Аль Газали (Рахимуллаh). Прочел несколько раз. Сначала в Казани, в виде рукописи, а затем в печатном оформлении. Порой после намаза Иша ложился и начинал читать, и вдруг слышал призыв муадзина на Фаджр, настолько увлекало чтение, что ночь пролетала как незаметно.

99 28 Мая 2023г.
Ответить

Так выглядят прикормленные хайваны

Яндекс.Метрика