Информационное
агентство России
-9°C
16 января, 16:39

О языковых перипетиях в Татарстане

Rinat
О языковых перипетиях в Татарстане
Татарский язык потерял статус обязательного

В Татарстане решен вопрос об обязательном преподавании татарского языка — окончательно и бесповоротно. Теперь государственный язык Республики Татарстан можно изучать «добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до 2 часов в неделю, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Незадолго до этого первый заместитель Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов придал дискуссии по данной проблеме дополнительный импульс. Он задался вопросом, почему в Российской Федерации должно быть обязательным изучение русского языка? Многие СМИ процитировали Мухетдинова, переведя фрагменты выступления с татарского на русский. При этом была упущена или намеренно опущена мысль о том, что в Российской Федерации и языки малых, и языки больших народов имеют равные права («Анда барлык телләр дә тигез, азсанлы халыкларныкы да, күпсанлы халыкларныкы да»), то есть могут существовать и в качестве государственных языков в своих республиках.

Мухетдинов указал на пример Дагестана, где был назначен новый исполняющий обязанности главы республики, не связанный с ней ни религиозными, ни этническими узами. «Если в национальной республике мы препятствуем изучению родного языка, то завтра в национальной республике, по примеру Дагестана, могут представить человека, не принадлежащего к этой национальности и религии», — сказал представитель СМР в интервью татароязычной версии портала «Татар-информ». (Милли республикада туган телне өйрәнүне тыябыз икән, иртәгә милли республикада, Дагыстан мисалында кебек, шушы милләткә, диннәргә карамаган кешене тәкъдим итәргә мөмкиннәр).

В свою очередь, те, кто представляет интересы федерального центра, высказывают свою точку зрения. И сводится она к тому, что в национальных республиках (в первую очередь, Татарстане, Башкортостане, Якутии) «национальная элита стала формулировать свой социальный заказ в виде формирования этнического самосознания».

У Центра, что называется, своя правда: вопросы безопасности и экономического развития требуют и контроля над всей территорией Федерации, и лояльности всего населения. В связи с этим вперед выдвигается понятие российской общегражданской идентичности, когда все граждане, населяющие Российскую федерацию, в первую очередь определяют себя как граждан одной страны, независимо от всех других факторов.

В оценках ситуации в Татарстане со стороны представителей Центра прямо проходит мысль о том, что республика нарушает этот принцип, в том числе, навязывая тем, кто не относится этнически к татарам некое «отатаривание», включающее в себя  обязательное изучение татарского языка.  Это трактуется как наследие 90-х годов прошлого века, когда некоторые национальные республики взяли суверенитета не только, сколько смогли, но и сколько захотели.

В лихие 90-е апофеозом «праздника непослушания» в национальных республиках стала восприниматься дудаевская Чечня. После ее трудного «замирения» российская правящая верхушка, похоже, сказала себе, имея в виду новую кавказскую эпопею: «Никогда больше». Ельцинское наследие 90-х стало изживаться, в том числе и с помощью образования, которое было унифицировано по всей России, в том числе и с помощью ЕГЭ.

Кроме всего прочего эпопея с обязательным татарским языком несла в себе все элементы административно-чиновничьего произвола, включая угрозы родителям лишить их родительских прав за отказ изучать его.

Хочется кому-то или не хочется, но надо признать тот факт, что именно язык, на котором говорит большинство живущих в данной местности дает возможность получать знания по многим отраслям науки и техники. В России подавляющее большинство населения составляют русскоговорящие люди. Никто же не возмущается тем, что нужно учить основной международный язык – английский. А ведь именно на этом языке говорили проклятые английские колонизаторы, истребившие миллионы мусульман, и говорят пресловутые «пиндосы», организовывающие бесчисленные «гуманитарные» бомбежки стран с мусульманским населением.

Что же касается идей Дамира-эфенди о том, что во главе национальной республики могут поставить человека, не принадлежащего к титульному этносу, то на сайтах русских националистов уже давно обсуждается «рецепт» для Татарстана: поставить во главе крящена – крещенного татарина. А что? Ведь татарские «отцы нации» столько сделали, чтобы за их счет увеличить число представителей титульной национальности в республике. Вот теперь пусть и получают: «Татарин? Татарин, хоть и крещенный. Татарским зыком владеет? Владеет!»

В Российской империи у мусульманских народов не было ни своих республик, ни министерств образования, ни школ с государственным финансированием. Царский режим проводил политику христианизации. Несмотря на все это, мусульманские народы сохранили и свою веру, и свой язык. Но как только на свет появилась немногочисленная группа национальных интеллигентов, первое, что она сделала – призвала соотечественников и единоверцев учить русский язык, ибо болевшие душой за свои народы национально ориентированные интеллектуалы понимали, что только таким путем можно ускорить национальное развитие.

Возвращаясь к ситуации наших дней, хочется сказать – культивирование национального наследия и его развитие — сфера духовная, а наши национальные начальники в своих партшколах этому не обучались. Их ведь учили увеличивать надои и «центнеры с гектара», а не духовное самоощущение. Не хватает нам инженеров человеческих душ, а те, что есть, не могут подобрать аргументы, которые бы сподвигли бы их соплеменников к сохранению и развитию национального наследия.

За годы «переваривания» полученного суверенитета в республике так и не было создано площадок, где бы могла реализоваться амбициозная татарская молодежь, и не только из Татарстана. А ведь успешную самореализацию можно было бы увязать со знанием татарского языка. Это, кстати, понимают татары из других регионов, «голосующие ногами» отнюдь не за Казань, а за Москву.

А пока Центр перед выборами еще раз продемонстрировал, что он может эффектно защитить права русскоязычного большинства в любом регионе, имея рычаги влияния на местных «элитариев».

Что же до языкового вопроса, то не зря гласит известная шутка: «нам, татарам, все равно…» Если в соответствии с тезисом Путина, кто-то упорно не хочет учить татарский, чувашский или «равный» по статусу русский, может попробовать себя в углубленном изучении английского или китайского. Тем более, что последнему в недалеком будущем предрекают весьма хорошие перспективы на евразийском пространстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. ExMuslim29.11.2017 20:34

    Автор статьи нагло перевирает факты и разжигает — видимо, привык за пайку выслуживаться

    • Muslim__29.11.2017 21:16

      Да, куда ветер дует, туда и качается.

    • Muslim__29.11.2017 21:17

      Хоть ты, судя по нику, и муртад, но иногда и проклятый шайтан может сказать правду.

  2. Muslim__29.11.2017 20:58

    «А вообще, кардэш, во всей этой ситуации, НЕЗАВИСИМО от принятого окончательного решения об обязательности/добровольности преподавания татарского в школах, татарский народ уже получил от этой ситуации ОГРОМНЫЙ плюс для своего сохранения.

    Если раньше, в принципе, большинство не задумывалось о национальности, о родном языке и т.п., люди массово вступал в смешанные «браки» и т.д., то сейчас всех резко заставили задуматься и определиться, кто он по национальности, кто его дети по национальности (особенно, этот вопрос оказался актуален в смешанных браках), какой у него родной язык и т.д.

    Да, при этом небольшой процент формально татар отвалился, но от предателей своего народа, своих предков и т.д. вряд ли польза есть хоть татарам, хоть русским, поэтому избавление от балласта можно считать благом.

    Но остальные татары более четко определились и со своей национальной принадлежностью, и со своим родным языком, и со своими предками и потомками, и сняли розовые очки относительно отношения государства к их родному языку и т.д.

    И, как не странно, многие русские и приехавшие украинцы в школах указали родным языком татарский и изъявили желание учить татарский язык. При чем кто то это мотивировал тем, что ребенку нравятся уроки татарского, хороший учитель и интересно ведет урок (все-таки от учителя много зависит), некоторые украинцы писали родным языком татарский, мотивируя это тем, что не хотят [censored] тем, кто жил всю жизнь в Украине, но ему было «впадло» учить украинский.

    Так что, в целом, независимо от результата, татарский народ через эту ситуацию проснулся, осознал себя народом, прочертил свои границы как народа, а если сделают уроки «Родного языка» с возможностью выбора языка, то эти границы закрепятся и будут постоянно поддерживаться за счет необходимости выбирать, на какой предмет идти». (С)

  3. Muslim__29.11.2017 21:10

    Они думают, что так борются против Ислама, против мусульман, против татарского народа и языка, но, ин ша Аллаh, все это Аллаh обернет в осознание татарами своей идентичности, к возрождению аль уаля уаль бара и к остановке процесса манкуртизации нашего народа.

    О, Аллаh, оберни все козни их против них же самих, укрепи в Исламе наш народ и всех остальных мусульман, объедини наши сердца и даруй нам успех в обоих мирах. Амин.

  4. Muslim__29.11.2017 21:14

    «Кроме всего прочего эпопея с обязательным татарским языком несла в себе все элементы административно-чиновничьего произвола, включая угрозы родителям лишить их родительских прав за отказ изучать его.».
    ——-

    Угу. Автор манкурт.

    Сейчас за отказ от принудительно навязываемого изучения НЕРОДНОГО чужого русского языка 11 лет (он для жизни 99% людей в таком объеме точно не нужен, а это издевательство), родителей мооут лишить родительских прав.

  5. Muslimov30.11.2017 17:54

    Дуңгызлар мыркылдый, татар милләте яши.

  6. SamirAga30.11.2017 19:42

    К изучению татарского языка ещё вернуться, в этом нет сомнений даже. Уже через несколько лет.

    • Muslim__30.11.2017 20:12

      Лучше не возвращаться. Та картинка, которую федералы нарисовали своим наездом на татарский язык, намного полезнее для сохранения татарского языка, национальной самоидентификации и будущего татарского народа.

      Вчера в Татарстане мало кто задумывался о национальной идентичности, имело место полное самоуспокоение и плавное оманкуртивание под колыбельную и иллюзию равенства языков. А сегодня каждый вынужден был проснуться, задуматься о национальной и религиозной принадлежности своих предков, самого себя и, что наиболее важно, своих детей и внуков. Ин ша Аллаh, прекратятся смешанные сожительства, люди будут более щепетильно относиться к тому, с кем создавать семьи и рожать детей, чтобы потом не оказалось, внезапно, что твой язык и язык твоих предков доя твоих детей, оказывается, «неродной», и т.д

      Я уверен, что все это пойдет на пользу возрождения татарского народа и татарского языка, ин ша Аллаh.

      Им — потешить их нацистский нафс, нам — возрождение нашего народа, нашего языка и сплочение на «Ля иляhа илля Ллаh, Мухаммада РасулюЛлаh» и осознание смысла аль уаля уаль бара.

      Все в выигрыше, всем польза и все получат то, к чему стремились.

      Хвала Аллаhу, Господу миров.

      • SamirAga30.11.2017 23:08

        Альхамдулилляhи Раббиль Алямин.

  7. Динар Заман30.11.2017 20:53

    «Ком җыелып таш булмас, кол җыелып баш булмас»- болгар халык мәкале. Тормыш күрсәтте,- постсовет дәверендә, хәзерге татар түрәләре белән алып барылган сәясәт үзен акламады- икътисадны (экономиканы) саклап һәм үстереп кенә, телевизордан татарча җыр- бию күрсәтеп кенә татарлыкны саклап калып булмый (татарлык ул өч нигездән тора: 1) Ислам дине; 2) татар (кыпчак) теле; 3) болгар гореф- гадәтләре, болгар менталитеты (болгар менталитеты ул- гасырлар буе болгар халыкында формалашып килгән шәһри мәгърифати мәдәният (городская просветительская культура)- хезмәти нигездә формалашкан укый-яза белү ихтыяҗы (потребность) һәм күрше- тирә халыкларга гыйлем тарату- диниен дә, дөньявиен да). Төрки халыклар арасында болгарлык сүзе мәгърифәт (просвещение) сүзенә тәңгәл булган). Тулы мөстәкыйльнекне түгел- шартлы (условный) мөстәкыйльнекне дә. Мәскәү белән Татарстан арасында төзелгән шартнәмәне гамәлдән чыгардылар, татар телен «аяк астына салып таптадылар»… Болгар- татар халыкының мондый мәсхәрәне Явыз Иван вакытыннан бирле күргәне юк иде. Үз илеңдә үз балаңы, үз телеңә, атнасына ике сәгать туган татар телен укытыр өчен,- гариза язу…Татар халыкының, татар теленең киләчәге нинди? Татарстан шәһәрләрендә, ике- өч буын алышыну дәверендә, татарлар арасында татарча сөйләшүчеләр калмыячак- монысы инде, аңлаган кеше өчен аерымачык…Аяныч, кардәшләр…Мәскәүнең ахыр ниятләре нинди икәнен бер Аллаһы Тагәлә генә белә,- ахыр чиктә, Татарстанны, электән Рәсәй матъбугатендә сөйләнеп килгән губерналаштыру көтә- бу иң ихтимал вариант. Шул ук вакытта, татар түрәләренең бизнесларын да Мәскәү «аквариумларында» «йөзгән» зурырак «балыклар» «кабып йотар»- бу инде вакыт эше генә. Кардәшләр, милләттәшләр, әйдәгез, Аллаһы Тагәләгә таянып, мөмкин кадәр күберәк татарча сөйләшик, татарча язышыйк. Болгар- типтәр- татар бабаларыбыз ни көчле иманлы, ни көчле рухлы булган, аларны патша төрмәләрендә сытсалар да алар сынмаган, гаделсезлеккә каршы торган, үзләренең вөҗдан- намусларын, үз хокукларын саклап калган- Әби патша аларның шартларын кабул итәргә мәҗбүр булган. Әйдәгез алардан үрнәк алыйк, һәм иң кечкенәсен генә булса да эшлик- татарча сөйләшик, татарча язышыйк- әлегә, бу гамәлләр өчен прокуратура җинаять эшләре ачмый.

    • BURE230.11.2017 22:06

      Ассаләм аллейкум ,кардәш Динар Заман . Нигә булмасын таш ? Кум бар ул татар милләт , цемент та булган ул Ислам дин , фәкать су житмәгән иде . Су ул хурлык ,(дискриминация ) , урыслар яктан ул да пайда булды . Инде изелеп , кибеп, менә дигән таш булачак .

      • Muslim__30.11.2017 23:38

        Уә галәйкумуссаләм, кардәш. Син дә, Динар кардәш тэ дөрес фикерлисез. Туган телебезне ешрак кулланырга кирэк, лэкин монда гына тугел, э гомумән,тренировкаларда, кибетләрдә, урамда һәм башка җирләрдә.

        Һәм башка милләттәшләребезне дә шуңа чакырыйк.

        Минем уйлавымча, татар теле дәресләре түгел, ә тулысынча татар телендә белем бирүне торгызырга кирәк, бу юл әлегә ачык, ләкин безнең халык узе балаларны татар мәктәпләренә бирергә тиеш. 3-4 фәнне булса да татар телендә бирсәләр, әйбәт булыр иде.

        Хазер вакыт эрэм итмичә, эшләреннән куылган татар теле укытучыларын башка фэннэрне укытырга гына түгел, ә ТАТАР ТЕЛЕНДӘ ул фәннәрне укытырга мөмкинлек бирергә кирәк, ә аның өчен татар гимназияләрен куп итеп ачырга кирәк, һәм булганнарында да татар телендә укутуны кертергә кирәк (бүгенге көндә татар гимназияләрендә татар телендә укытмыйлар, «татар телендә белем бирү» дигәне кәгазьдә генә бар).

        • Muslim__30.11.2017 23:47

          Это минусы в целом татарской речи или личная неприязнь ко мне? :)

          • SamirAga01.12.2017 10:09

            Мин аны тәртибләдем,шул кирәге булмаган минусларны.

        • Альтаир01.12.2017 16:00

          Аллаһ кушмаган эш булмас, аның теләгеннән башка агачтан яфрак та өзелеп төшми. Бәлки бу сынаулар Аллаһ тарафыннан милләтебезне ныгыту өчен җибәрелгәндер.
          Тулысынча татар телендә укытыла торган мәктәпләрне ачарга кирәк инде. Элек совет заманында без гел татар телендә укыдык, урыс теле дәресе генә урысча иде. Башкортостанда бөтен татар авылларында да шулай булды. Татар телендә республика газетасы «Кызыл таң», район газеталары чыкты. Хәзер исә бөтен халыкны урыслаштыру бара, бер төрле халык белән идарә итү җиңелрәк бит. Татарстан түрәләрен дә гаепләп булмый инде, Мәскәү басымы бик көчле бит, аңа каршы тора алмыйлар. «алдагысын Аллаһ белә» диләр, бәлки киләчәктә хәлләр үзгәрер.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: