К столетию краха мусульманского сепаратизма в России

Милли Шуро было избрано на первом Всероссийском мусульманском съезде, прошедшем в Москве 1-11 мая 1917 года. Фото wikimedia.org

Милли Шуро было избрано на первом Всероссийском мусульманском съезде, прошедшем в Москве 1-11 мая 1917 года. Фото wikimedia.org

Теги:



1
05 Декабря 2017г. (16 Раби аль-авваль)
Сто лет Октябрьской революции в России отметили без лишнего шума. Однако в тени этого юбилея остались события, также происходившие сто лет назад и также имевшие особое значение для многих народов, населявших тогдашнюю Россию и населяющих ее и поныне.

Еще с лета 1917 года в национальных окраинах Российской империи начался процесс национального самоопределения, который затем перерос в создание независимых государств.

Движение за национальную независимость развернулось на Украине, в Закавказье и в Прибалтике.

Районы империи, компактно населенные мусульманами не стали исключением.

Еще летом в Казанской, Уфимской губерниях и Сибири было объявлено о создании национально-культурной автономии «тюрко-татар» со столицей в Уфе. 20 ноября там собрался Национальный Совет (Милли Шуро), который объявил о создании Милли Идара – Национального Управления, то есть фактически, правительства автономии. Главой Национального Совета и Национального Управления был избран известный казанский адвокат и общественный деятель Садри Максуди.

Ему также подчинялись до 10 тысяч солдат национальных частей, расквартированных в Казани и Уфе.

29 ноября была провозглашена автономия Башкирии (Башкурдистана) со столицей в Оренбурге. Правительство автономии возглавил Юнус Бикбов.

В ноябре же была провозглашена Горская республика в составе Дагестана и горских округов Терской области. Было образовано Горское правительство во главе с Абдул-Меджидом Чермоевым.

5 декабря на II Всеказахском съезде в Оренбурге было образовано первое в мире казахское государство – Алаш-Орда. Это решение стало ответом на захват власти большевиками в Петрограде. Делегаты приняли решение Советскую власть не признавать и дать ей отпор. На съезде был создан Всеказахский временный народный совет Алаш-Орда из 15 человек во главе с Алиханом  Букейхановым, членом партии кадетов с 1905 года, имевшим опыт политической деятельности в царской Государственной Думе.

Временный народный совет Алаш-Орда состоял из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Столицей Алаш-Орды стал Семипалатинск.

26 ноября в Коканде (в Ташкенте власть захватили большевики) было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Мухамеджаном Тынышпаевым.

9 декабря 1917 года в Крыму, в Бахчисарае также собрался Курултай крымских татар, который принял Конституцию крымскотатарского народа и объявил о создании исполнительной власти – Директории.

У правительств всех этих вновь образованных «государств» не было каких-либо четких  политических программ за исключением деклараций о равноправии и защите культурно-религиозной самобытности.

Кроме этого они не обладали сколь-нибудь значительными материальными и людскими ресурсами.

За власть на территории бывшей Российской империи боролись две основных силы – белые и красные. Именно у них были сосредоточены основные ресурсы.

К тому же они четко обозначили свои политические приоритеты: белые  заявляли о «единой и неделимой России»,  где инородцам и иноверцам предлагалось, в общем, оставаться в том положении, в котором они находились до революции.

Большевики предлагали Федеративную республику Советов с национально-культурной автономией нерусских народов.

Одновременно ими же были предприняты шаги по ликвидации некоторых квазигосударственных образований.

В январе 1918 года они предъявили ультиматум с требованием признать власть большевиков Туркестанской автономии. После отказа в Туркестан были направлены вооружённые отряды большевиков, в составе которых были армянские националисты-дашнаки.

Автономия пала в ходе ожесточенных боев.

В апреле 1918 года большевики предъявили ультиматум с требованием распуститься к  Национальному Управлению тюрко-татар. «Во избежание кровопролития» это требование было удовлетворено.

Весной 1919 года, когда Дагестан был занят войсками генерала Деникина, Горское правительство также заявило о самороспуске.

В Крыму осенью 1918 года крымско-татарская Директория передала власть Крымскому краевому правительству белогвардейцев, но при этом отказалось его официально признать и сотрудничать с ним.

Летом 1919 года Красная армия подступила к границам территорий, контролируемых Алаш-Ордой, и ее командующий М.В. Фрунзе предложил ее руководителям «прекратить бесполезную и гибельную войну против могущественной Красной армии и сдаться на милость Советского правительства» с чем ее правители быстро согласились.

Дольше всех продержалась Башкирская автономия, руководителям которой долго удавалось маневрировать между красными и белыми, но 18 февраля 1919 года они окончательно перешли на сторону большевиков. В результате чего 20 марта была образована Башкирская автономная советская республика.

Опыт создания национальных государственных образований мусульманских народов показал, что даже поддержка населением идеи государственной независимости, сочетающаяся с лозунгами избавления от религиозного и национального гнета не могла быть реализована из-за разницы в соотношении сил.

Стоит отметить, что все эти государственные образования не были признаны на международном уровне даже их ближайшими соседями.

И с большевиками, и с белогвардейцами приходилось считаться, так как у них и военных, и политических возможностей было несоизмеримо больше чем у представителей тех или иных этносов, предводительствуемых представителями немногочисленной национальной интеллигенции.

В общем, и тогда в спорах об устройстве регионов победила точка зрения Центра.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Abu Gro 06 Декабря 2017г.
Ответить

Это Дагестан вошел , как и другие северокавказские республики, в состав Горской республики , а не наоборот.

Яндекс.Метрика