Грузия и Азербайджан не поделили духовные управления

Монополии Духовного управления мусульман Кавказа положен конец?

Монополии Духовного управления мусульман Кавказа положен конец?

Теги:





1
13 Мая 2011г. (09 Джумада ас-сани)
На этой неделе в Грузии было учреждено Управление мусульман во главе с муфтием Джамалом Багшадзе. Тем самым создатели данной религиозной организации положили конец монополии Духовного управления мусульман Кавказа с центром в Баку, чем вызвали шквал возмущения со стороны этой структуры.



Управление мусульман Грузии, являющееся неправительственной организацией, официально обозначило своей целью контроль за деятельностью исламских общин и мечетей страны, тогда как эти полномочия до сих пор принадлежали Управлению мусульман Кавказа.



Ислам в Грузии представлен в основном суннитским и шиитским течениями. Согласно последней переписи населения 2002 года азербайджанцев, большинство которых исповедуют ислам шиитского толка, в Грузии насчитывается около 284 тыс.ч., в то время как население Аджарии, где в основном проживают грузины-мусульмане, подавляющая часть которых являются суннитами, составляет 376 тыс. человек.



Помимо аджарцев, в Грузии проживают также и представители других народов Кавказа, исповедующих ислам суннитского толка – чеченцы, татары, лезгины, аварцы, лакцы и пр.



Грузинская сторона ссылается на исторические данные, в которых произошло формирование структур управления религиозными делами мусульман, сохранявшихся вплоть до начала 1990-х годов и включавших в себя четыре Духовных управления мусульман Средней Азии и Казахстана с резиденцией в Ташкенте, европейской части СССР и Сибири с резиденцией в Уфе, Сев. Кавказа с резиденцией в Махачкале и Закавказья с резиденцией в Тбилиси, с 1937 года – Баку.



Из них первые три, суннитские, возглавлялись муфтиями, а последнее, шиитское, шейх-уль-исламом. После распада СССР и образования независимых государств только Духовное управление мусульман Закавказья, которое с 1992 года необоснованно переименовало себя в Духовное управление мусульман Кавказа, сохранило видимое единство. Создание же Духовного управления мусульман Грузии показывает, что монополии Духовного управления мусульман Кавказа положен конец, – сообщает «Кавказ on-line».



В свою очередь, как сообщают сегодня азербайджанские СМИ, центр ДУМ Кавказа со времен СССР находился в Баку, однако сейчас он теряет контроль над мусульманами Грузии. СМИ сравнивает ситуацию ДУМа Кавказа с положением дел в Московском патриархате Русской православной церкви: от него также началось бегство паствы из новых независимых государств.



«Мы отрицательно оцениваем создание подобного Управления мусульман Кавказа организации в Грузии. Руководство управления всегда находилось в Баку и состояло из азербайджанцев. Однако на сегодняшней день в руководстве Управления мусульман Грузии нет ни одного азербайджанца, которые в нём находятся на второстепенных должностях. Теперь каждый будет избирать себя муфтием и шейхом, что, по сути, считается неправильным», – цитируют слова представителя Управления мусульман Кавказа в Грузии Али Алиева азербайджанские СМИ.



Алиев дал свою статистику национального состава мусульман Грузии. По его данным, большинство проживающих в Грузии мусульман являются азербайджанцами, а другая (меньшая) часть состоит в основном из проживающих в Аджарии мусульман, а также абхазов, чеченцев и другого этнического происхождения граждан Грузии.



Нигяр Касумова, независимый журналист из Баку, отметила, что Духовное управление мусульман Кавказа в лице его бессменного руководителя Гаджи Аллахшукюр Паша-заде, структура номинальная, созданная для «галочки», и реально не пользующаяся авторитетом среди простых азербайджанских мусульман: «Я не думаю, что в Грузии вообще слышали об этой структуре. А в целом же создание Грузией своей религиозной структуры, шаг сугубо политический, происходящий на фоне событий новой волны – нужно было задеть азербайджанскую общину, вот и нашли повод».



В самой Грузии на заявления азербайджанской стороны пока ни как не реагируют. По словам грузинского журналиста Майи Саладзе, главное для представителей мусульманской общины Грузии, то чтобы их права, как права «меньшинства» не ущемлялись «большинством», чтобы строились мечети и молельные дома, так как в них есть необходимость: «А кто этим вопросом будет заниматься, простым мусульманам не важно».

Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

exmuslim 13 Мая 2011г.
Ответить

Молодцы! Настоящая демократия!

Яндекс.Метрика