СТАНУТ ЛИ РУССКИЙ И АРАБ БРАТЬЯМИ НАВЕК?

Триумфальные визиты российского Президента в Китай и в страну победивших идей чучхе стали бесспорным успехом российской внешней политики. Однако на фоне успешных "марш-бросков" Президента на Запад и на Дальний Восток стал еще более заметен застой в отношениях России с исламским миром. Между тем эти отношения уникальны по своей значимости для России, и никакие успехи на других направлениях, например, в отношениях с Китаем, не смогут компенсировать отсутствие прогресса в них.

Было бы глупо даже ставить вопрос о том, нужно или не нужно России развитие всестороннего сотрудничества с Китаем – разумеется, нужно! Однако при этом следует не предаваться ностальгическим иллюзиям типа "русский и китаец – братья навек", а трезво оценивать, насколько далеко наш великий восточный сосед готов пойти в совместной с Россией борьбе против однополюсного мира.
Основная цель политики нашего общего оппонента – США – проста: не допустить, чтобы где-либо в мире возник центр силы (государство или блок государств), сопоставимый с "последней сверхдержавой" по мощи. Поэтому Соединенным Штатам не нужны ни сильная Россия, ни сильный Китай, ни единый и сильный исламский мир. Они всячески стремятся сталкивать между собой эти три крупнейших центра силы в Евразии, чтобы "разделять и властвовать". Отсюда напрашивается естественный вывод о необходимости создания коалиции "Россия – Китай – исламский мир", направленной против американского гегемонизма. Такой стратегический треугольник выглядит очень красиво в теории, но далеко не все из того, что красиво выглядит в теории, осуществимо на практике. Было бы интересно сравнить между собой две стороны этого гипотетического треугольника: "Россия – Китай" и "Россия – исламский мир".
Прежде всего для долговременного стратегического союзничества необходима цивилизационная близость или, по крайней мере, совместимость. Китайская цивилизация, основанная на синтезе трех атеистических религий – конфуцианства, даосизма и буддизма – имеет не так уж много точек соприкосновения с православно-исламской российской цивилизацией. Эта цивилизация, тысячелетиями культивировавшая взгляд на Китай как на центр Вселенной и презрение ко всему некитайскому – далеко не самый простой и удобный партнер по диалогу, при всем уважении к ней.
В то же время Ислам – это не только самая близкая к христианству из мировых религий, это – одна из основ самой российской цивилизации. Православные и мусульмане накопили тысячелетний опыт взаимодействия и взаимовлияния.
Ни одно из противоречий, существующих между Китаем и США, не носит непримиримого, антагонистического характера. Китай может оказывать давление на американцев, "флиртуя" с Россией или поставляя военные технологии так называемым "странам-изгоям", чтобы выторговать для себя те или иные политические или экономические уступки, но он объективно не заинтересован в широкомасштабной конфронтации с США. А вот между исламским миром и США неразрешимых противоречий более чем достаточно. Достаточно вспомнить о "любимом чаде" Америки – Израиле. США вполне могут пожертвовать, например, Тайванем, чтобы улучшить отношения с Китаем, но они никогда не пожертвуют Израилем, чтобы улучшить отношения с исламским миром. Поэтому Россия может опереться на своих исламских союзников, не опасаясь, что они сговорятся с Америкой у нее за спиной.
Правда, есть одно большое "но". Миллиардный Китай – единая страна, а миллиардный исламский мир расколот более чем на полсотни государств, зачастую питающих не самые дружеские чувства друг к другу. Однако ситуация может кардинально измениться в обозримом будущем. Мир идет к созданию мощных блоков, построенных по принципу цивилизационной общности. Самый яркий пример этого – Европейский Союз. Стоит напомнить, что Западная Европа была единым политическим организмом лишь во времена Римской империи, а Халифат как символ религиозно-политического единства исламского мира существовал на протяжении тринадцати веков, вплоть до ХХ столетия! Идея единства Уммы всегда жила и продолжает жить в сердцах мусульман. Реальные духовные и политические предпосылки если не для объединения, то для значительного сближения мусульманских государств существуют. Поэтому российская дипломатия уже сейчас должна начинать выстраивать отношения не только с теми или иными мусульманскими странами по отдельности, но и с исламским миром в целом. Для этого было бы полезно участие России в работе Организации Исламская Конференция.
Следует еще раз подчеркнуть, что речь вовсе не идет о выборе по принципу "или-или": сотрудничество или с исламским миром, или с Китаем, или, например, с Индией. Бесспорно, что Россия как великая держава должна развивать связи по всем азимутам. Речь идет лишь об очередности приоритетов в российской внешней политике.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика