Ислам и современность

Что означает современность? Является ли она комплексом идей и целей, приводящих в движение мир, или является общей реальностью мира в момент размышления о нем, или же сочетанием того или другого?


Современность не является состоянием внутренней логической гармонии. С одной стороны, это непрерывная техническая революция, сопровождаемая повышением уровня благосостояния общества, распространением образования и печатного слова, основанных на светскости, миролюбии и на гуманных идеях, с другой стороны современность является борьбой идей. Нет сомнения в том, что поп-музыка в искусстве и течение абсурдизма в философии являются частью нашей современности. Все эти противоречия – часть того, что мы называем современностью. Строгость и дисциплина движения Мао Дзе Дуна и движение хиппи тоже являются частью современности. Какое из этих движений есть современность? Действительно ли современный мир является современным? Какими критериями надо пользоваться для уточнения этого?
Мы не должны идеализировать этот неопределенный термин. Ибо в конце концов нынешняя современность подобна любой другой современности и является ничем иным как комплексом истин и иллюзий какого-то века.
Вместо этого мы попытаемся ответить на вопросы: сделали ли развитие и время Ислам непригодным? Опережает ли Ислам время или отстает от него? Осталось ли в миссии Ислама что-то важное, которое может обогатить современный мир?
Невозможно говорить о современности Ислама в общих чертах. Однако можно спросить: является ли какой-нибудь исламский закон современным? Противоречит ли какой-нибудь исламский закон потребностям человека и развитию человеческого общества?

Свобода личности
Слова исповедания веры «Нет божества кроме Аллаха» – основа Ислама. Эти слова каждый день повторяются мусульманами неоднократно. Один из ученых, комментируя смысл этих слов, отметил, что они выражают радостное сообщение о настоящей революции ради освобождения человека от всех ложных божеств, господствующих над его жизнью. Они выражают также отмену права священников, религиозных деятелей, глав племен, эмиров, знатных людей и всех сильных мира сего распоряжаться духом и жизнью людей, означают принадлежность этой власти только Аллаху. Этими словами священный Коран практически запрещает поклонение любому другому созданию, кроме Аллаха, как об этом говорится в высказывании Всевышнего: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (Аль-Имран,175).
Вместо поклонения ложным божествам в лице великих и знатных людей священный Коран утвердил поклонение одному, единственному Аллаху. И на этой основе Всевышний построил свободу человека и его освобождение от поклонения кому-либо и от страха перед ними.
Ислам освободил человека от поклонения ложным божествам, как в образе идолов, обожествленных фараонов и царей, так и безгрешных вождей.
Эти ложные идолы, в прошлом – обожествленные фараоны или цари, а сегодня отцы и спасители родины, единственные и мудрые вожди, требуют поклонения и, естественно, жертвоприношений в свою честь.
Власть одного из крупных азиатских государств убедила свой народ в том, что во всех достигнутых успехах, начиная от роста урожая, кончая новейшими методами сложных хирургических операций на мозге человека, заслуга принадлежит только бесподобному вдохновленному вождю. Все должны восхвалять его и во всем подчиняться.
В недавнем прошлом в одном из европейских государств некий «чрезвычайно мудрый» вождь навязал народу диктаторский режим. Из-за его «чрезмерной мудрости» были убиты миллионы людей. А в другом европейском государстве, известном своими учеными и поэтами, «мудрый вождь» взвалил на себя тяжкую ношу – принятие судьбоносных решений. Он думает и решает за всех, подстрекая собственный народ и соседние народы к войне и гибели! Таких примеров много.
Тут мы должны задаться вопросом: осталась ли в этом мире, переполненном тиранами и диктаторами, какая-то роль миссии Ислама, отвергающего культ личности, и утверждающего, что человек недостоин этого положения, и что только Аллаху принадлежит господство. Для человека наивысшая честь – это быть признанным как высоконравственная личность.
Мы видим, что этот исламский принцип, призывающий к освобождению человека от ложных идолов и мифов, вечно останется современным принципом.

Равноправие людей
Вторая проблема, которая вечно будет современной – это проблема равноправия и братства всех людей. Об этой проблеме четко и определенно говорится во многих аятах Корана. Всевышний говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих произвел и расселил (по свету) много мужчин и женщин» (Ан-Ниса,1).
Господь сказал: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись». (Аль-Бакара, 213).
Господь сказал: «О люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый уважаемый из вас Аллахом – самый благочестивый» (Аль-Худжурат, 13). Необходимо обратить внимание на то, что этот коранический принцип о равноправии всех людей не остался просто теорией. Мы можем сожалеть, что некоторые другие коранические принципы и не стали неотъемлемой частью сознания и быта исламских народов, как это случилось с принципом равноправия людей и отрицания различий по цвету кожи, национальности, родословной и социальному положению.
Тот, кому довелось совершить молитву в какой-нибудь мечети исламских государств среди белокожих, чернокожих, бедных и богатых людей, мог убедиться в истинности этого равноправия. Тут никто не старается подчеркнуть свое социальное положение. В исламском мире принцип равноправия возник на основе абсолютной правды без ложного притворства. Мусульмане вдыхают его вместе с воздухом и все от мала до велика воспринимают его как часть понимания мира и действуют согласно этому принципу.
Расовая дискриминация в развитых странах

Смогло ли понятие равноправия людей в той же степени овладеть общественностью и душой всех людей мира?
Оставим в стороне отсталые страны мира, поскольку они с точки зрения современности ничего не представляют. Поговорим о самом развитом современном государстве – США. Закон, определяющий гражданские права и принцип равноправия между белыми и чернокожими, был принят только в 1965 году. Против него все еще выступает значительная часть американцев. В 40-х годах немецкие ученые приводили неоспоримые доказательства существования расовой дискриминации во многих государствах, формально объявивших о равноправии. Современная дискриминация не ограничивается только различием по цвету кожи. Она более глубоко проявляется в разделении по национальной, классовой, политической и идейной принадлежности. Играет ли Ислам какую-либо роль в мире, где равноправие людей продолжает оставаться недосягаемой мечтой, а разделение человечества, созданного Всевышним Аллахом равноправным, – повседневным проявлением? Превзошло ли современное общества своим отношением к проблеме принцип равноправия в Исламе, или же наоборот, оно является реакционным обществом, отсталым с позиций Ислама?
Говоря о современности, люди не отделяют ее от прогресса, культуры, воспитания и свободы от предрассудков и догматизма. В действительности же современный мир является в высшей степени реакционным миром. Это самое малое, что можно сказать о нем.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика