ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЛОКАДЫ ИРАКА

Десять лет назад, в ночь с 1 на 2 августа 1990 года, иракские танки перешли границу Кувейта. Началась трагедия мусульманского народа Кувейта, продолжавшаяся семь месяцев, и трагедия мусульманского народа Ирака, которая продолжается по сей день.

Произошедшее в дальнейшем хорошо известно. Практически все мировые СМИ, включая тогдашние советские, трактовали события следующим образом: благородная Америка и ее союзники, руководствуясь идеалами гуманизма, наказали коварного Саддама, освободили Кувейт и восстановили попранную справедливость. Однако так ли все просто на самом деле?
Саддам Хусейн, ставший президентом Ирака в июне 1979 года (до этого он в течении 11 лет был вице-президентом и "правой рукой" тогдашнего лидера Ахмеда Бакра), сразу же проявил себя как жестокий и деспотичный правитель, беспощадно расправлявшийся не только со своими политическими противниками, но и со всеми, на кого падало хоть малейшее подозрение в инакомыслии. Это никого не удивляло и не смущало: Ближний Восток и тогда, и теперь трудно назвать оазисом демократии и прав человека. Развязав в сентябре 1980 года войну против Ирана, Саддам продемонстрировал агрессивную и экспансионистскую сущность своего режима. Это нисколько не мешало США и странам Западной Европы помогать Ираку в создании химического и биологического оружия. Франция построила для Ирака ядерный реактор, который мог быть использован в военных целях, немецкие специалисты участвовали в иракской ракетной программе. Советский Союз, закрывая глаза на кровавые расправы над иракскими коммунистами, буквально заваливал Ирак всевозможным оружием – от автоматов Калашникова до баллистических ракет СКАД. Все это объясняется просто: в 80-е годы и Запад, и СССР, и умеренные арабские страны (в том числе и сам Кувейт!) видели в саддамовском Ираке прежде всего надежный оплот против "фундаментализма".

После окончания ирано-иракской войны в 1988 году ситуация начала меняться. Запад не без оснований стал задумываться: не использует ли Ирак свой военный потенциал в нежелательном для "цивилизованного мира" направлении, например, против Израиля?
Сейчас уже мало кто помнит, что кризис в отношениях между Ираком и Западом разразился отнюдь не после вторжения в Кувейт, а несколькими месяцами раньше, и по причине, никак не связанной с Кувейтом. 2 апреля 1990 года Саддам Хусейн, выступая на митинге, заявил, что Ирак способен нанести химический удар по Израилю, и пригрозил "предать огню пол-Израиля", если сионисты нападут на иракские ядерные объекты (подобно тому, как они разбомбили ядерный реактор в окрестностях Багдада в 1981 году). Именно с этого момента западные СМИ срочно принялись лепить из багдадского правителя "исчадие ада" и припомнили ему все грехи, которых они раньше "не замечали".
Когда в июне того же года Кувейт под давлением США увеличил добычу нефти (что привело к падению цен и, соответственно, ударило по экономическим интересам Ирака), Ирак выступил с угрозами в адрес своего соседа. Конфликт постепенно разгорался. США заверяли Кувейт в своей поддержке и убеждали его не идти ни на какие уступки Ираку. С другой стороны, за несколько дней до вторжения американский посол в Багдаде заверил Саддама, что США ни при каких обстоятельствах не вмешаются в ирако-кувейтский конфликт. Это и подтолкнуло диктатора на роковой шаг.

Почти сразу же после вторжения, 6 августа 1990 года, Совет Безопасности ООН ввел экономические санкции против Ирака – запрет на импорт иракских товаров, на поставки ему любой продукции, кроме продовольствия и медикаментов, на предоставление ему каких-либо финансово-экономических ресурсов, на использование морских судов для торговли с Ираком. Резолюция Совета Безопасности от 25 сентября еще более усилила санкции, объявив полную воздушную и морскую блокаду Ирака, в частности, потребовав от всех стран – членов ООН задерживать иракские корабли, заходящие в порты этих стран. Кроме того, согласно этой резолюции были заморожены все иракские активы за рубежом. Хотя формально санкции и не запрещали ввоз в Ирак продовольствия и медикаментов, Ирак был лишен возможности экспортировать нефть, а значит, не мог получать средства для закупки всего необходимого.
Почти сразу же после иракского вторжения в Кувейт США и их союзники начали развертывание своих сил в регионе (впрочем, участие союзников в американской операции было скорее декоративным). Около полугода ушло на создание более чем полумиллионной американской группировки. Все это время американская дипломатия продолжала вести двойную игру: она громогласно требовала безоговорочного вывода иракских войск из Кувейта (прекрасно зная, что Саддам никогда добровольно на это не пойдет) и в то же время искусно создавала у багдадского диктатора иллюзию, что США не хотят применять силу. В результате все попытки мирного решения кризиса были сорваны, и США получили надежное международно-правовое и пропагандистское прикрытие для удара по Ираку.





Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика