В США недовольны дружбой МОСКВЫ и ТЕГЕРАНА

Возобновление полномасштабного военного и военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном можно считать главным итогом визита в Тегеран министра обороны РФ Игоря Сергеева, состоявшегося в конце января 2000 года. Руководитель российского военного ведомства по итогам проведенных переговоров с иранским военно-политическим руководством счел необходимым отметить о “достижении договоренностей начать новый этап сотрудничества между вооруженными силами двух стран”. Среди важнейших аспектов такого сотрудничества Игорь Сергеев назвал проведение консультаций по вопросам безопасности; взаимное информирование о военных доктринах, военном строительстве, общих вызовах и угрозах; расширение военных контактов и связей, двусторонний обмен визитами военных делегаций; обучение иранских военнослужащих в российских военных академиях и училищах; возобновление ВТС.

Касаясь вопросов российско-иранского военно-технического сотрудничества, следует отметить, что оно имеет отличные перспективы. Напомним, что до декабря 2000 года оно осуществлялось в рамках четырех межправительственных соглашений, общий объем которых составил около 5,1 млрд. долларов США. В общей сложности Тегерану было поставлено три подводные лодки проекта 877 ЭКМ (“Кило”), 24 истребителя МиГ-29, 12 Су-24МК, две ЗРС С-200ВЭ и “Вега-Э”, 450 танков Т-72С и свыше 400 БМП-2, боеприпасы различных типов, сооружены объекты береговой инфраструктуры для подводных лодок. Однако после подписания меморандума Гор-Черномырдин Москва взяла на себя обязательство прекратить поставки вооружений в Иран и запчастей к ним. Теперь, после выхода из режима памятной записки, российская сторона продолжит выполнение контрактных обязательств перед Ираном.
Сразу после появления сообщения в прессе о поставках Ирану представитель внешнеполитического ведомства США Филип Рикер заявил, что если данные о поставках подтвердятся, очевидно, это «поставит под угрозу интересы национальной безопасности США, их союзников и друзей в этом регионе». Под союзниками, как понимается, американский дипломат подразумевает Израиль. Филип Рикер недвусмысленно дал понять, что если сведения СМИ соответствуют действительности, США не намерены довольствоваться объяснением, что вся эта техника предназначена исключительно для обороны. Несомненно, Госдепартамент США будет внимательно следить за этой ситуацией, подчеркнул Рикер.
Стоит обратить внимание, что раздражительность, с которой американцы относятся к военно-техническому сотрудничеству России и Ирана, по меньшей мере, удивительна на фоне намерений США выйти из договора по ПРО в одностороннем порядке. Очевидно, что американские дипломаты не склонны прислушиваться к справедливой критике российского руководства относительно этого шага. В то же время они почти в ультимативном тоне требуют от России прекратить развитие отношений с политическими противниками США, особо подчеркивая к тому же, что не намерены довольствоваться объяснениями российской стороны.
Но, несмотря на указы и требования Вашингтона, перед Россией открываются большие перспективы сотрудничества с Исламской республикой Иран, поскольку Тегеран недвусмысленно заявил о готовности закупить крупные партии оружия из РФ. Руководство этой страны разработало 25-летнюю программу перевооружения армии с упором на технику российского производства. Поэтому в ближайшей перспективе Иран может выйти на третье место (после Китая и Индии) по объемам закупок российских вооружений. В первую очередь Тегеран заинтересован в создании комплексной системы противовоздушной обороны страны на основе новейших достижений военно-промышленного комплекса России, лицензионном производстве ряда сухопутных, морских и авиационных систем вооружений, модернизации существующего парка боевой авиатехники, создании сервисных, ремонтных и учебных центров, сотрудничестве в области космических программ.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика