ИРАН - дело тонкое

«…И век настал великого Омара, И стих Корана зазвучал с Минбара» – этими словами Фирдоуси в своей поэме «Шах-наме» описал падение Сасанидского Ирана, после поражения Йездигерда III у Нехавенда в 643 году. Для иранцев эти события явились поворотным моментом в их многовековой истории, многие из них, увидев все достоинства ислама, признали власть Халифа, сохранив свои владения и должности. Но в силу объективных причин, обусловленных многими факторами, Иран в дальнейшем сыграл ключевую роль в истории ислама, став очагом многих политических потрясений, которые не потеряли своей актуальности и по сей день.

Одним из таких факторов было то, что Персия (Иран) до прихода ислама жила в условиях восточной деспотии с присущей ей ничем не ограниченной властью шаха, который в сознании народа являлся наместником высших сил на земле. Власть в стране на протяжении веков передавалась по наследству сыновьям или ближайшим родственникам правителя. Союзником в укреплении власти шаха выступала зороастрийская религия и ее служители – маги, которые приписывали ей мистическое, неземное происхождение и возводили все это в ранг государственной идеологии. Симптоматично, что с приходом ислама персы склонились к образованному после смерти Али (четвертого праведного халифа) шиитскому течению с его особой формой общественного и государственного устройства, со свойственным ему возвеличиванием правителя и понятием о наследственной передаче власти. Имам, центр высшей власти, для шиита не просто духовный наставник и учитель, а законодатель и источник права. Проглядывается отпечаток многовекового правления шахов Древнего Ирана. Имам не подлежит людскому суду, так как власть и знания даны ему самим Аллахом и должны быть переданы по наследству.
Эта идеология во многом предопределила дальнейший ход развития истории исламского мира вплоть до наших дней. Сегодня форпостом шиитского течения является Исламская республика Иран, которая на волне победы Исламской революции 1979 года провозгласила лозунг «Ислам не знает границ!», оказавший определяющее влияние на политический курс страны. Молодая республика возвела в ранг государственной политики распространение ислама в другие страны, с вытекающей отсюда всесторонней государственной поддержкой, поставив этот процесс на научную основу. В Иране действует ряд научно-исследовательских институтов (таких как Научно-исследовательский институт в Куме, Центр исламоведческих исследований в Исфахане), занимающихся вопросами распространения ислама шиитского толка в каждую отдельно взятую страну. Особенно их активность проявляется в отношении тех государств, у которых с Ираном складываются партнерские отношения. Для распространения шиизма часто используются религиозная безграмотность призываемых, а также экономические и политические трудности, когда любая помощь народам, переживающим их, расценивается как бескорыстный акт доброй воли. Подобную ситуацию приходится наблюдать сейчас и в России, где большими тиражами распространяется иранская литература, несоответствующая традициям абсолютного большинства российских мусульман. Подтверждением этому служит произошедший инцидент в подмосковном колледже «Расуль-акрам», где вследствие шиитской активности среди слушательниц было закрыто женское отделение колледжа.
Современный Иран – это быстроразвивающаяся во всех отношениях страна с населением 64 млн. человек, подавляющая часть которого составляют мусульмане шииты (около 75%), остальное население – мусульмане сунниты (около 21%), имеется также небольшое количество армян, евреев и зороастрийцев. Вообще шииты, основная часть которых жители Ирана, составляют примерно 5% от общего количества мусульман в мире. Сунниты в основном проживают на территориях вдоль границы с Ираком, Турцией, Афганистаном и Пакистаном. По форме государственного устройства Иран – унитарное государство. Главой правительства является президент, который избирается прямым голосованием на 4 года. Законодательная власть сосредоточена в руках однопалатного парламента, также избираемого народом. Отличительная особенность государственного аппарата – наличие духовного лидера, являющегося наставником президента и высшим органом государственной власти. Он избирается коллегией ученых в составе 50 человек, которую в свою очередь избирает народ. Количество суннитов в коллегии не превышает 3 человек. Политическая активность на редкость высока, к примеру, в выборах традиционно принимает участие более 90% населения. В последнее время Иран достиг больших успехов в области политики и экономики, среди которых особо выделяются сотрудничество с Россией в области атомной энергетики, закупка российских вооружений, разработка и производство собственной ракеты средней дальности, освоение и развитие высоких технологий, тяжелого машиностроения, и вдобавок к этому страна располагает огромными запасами нефти и газа. Иранская армия считается одной из самых сильных среди мусульманских стран, командные должности в ней занимают исключительно шииты, к тому же только они могут стать военными летчиками.
В Иране огромное значение придается образованию, в том числе и религиозному. В стране действует американская образовательная система с присущей ей узкой специализацией, а английский язык считается вторым после персидского. Преподавание во всех государственных учебных заведениях, включая районы проживания национальных меньшинств, ведется на персидском языке. Большинство религиозных учебных заведений частные. Несмотря на то, что в Иране государственной религией является ислам шиитского толка, в стране функционируют и два суннитских религиозных учебных заведения: институт «Мазахиб аль-хамса» (руководимый шиитами) в Тегеране и «Расул акрам» в Гургане. Официально государственная помощь оказывается и тем и другим, хотя налицо сильный контраст между оснащенностью суннитских и шиитских школ литературой, компьютерами, обустройством быта и т.д. По словам российских студентов, обучающихся в Иране, преподаватели суннитских религиозных школ обучают студентов на общественных началах, в свободное от работы время, в то время как преподаватели шиитских – осуществляют свою деятельность на возмездной основе. Иранская молодежь отдает предпочтение светскому образованию, поскольку оно, в отличие от религиозного шиитского, позволяет создать материальную базу, не ограничивая свободу мысли и убеждений.
Несмотря на определенное неравноправие, граждане различного вероисповедания относятся друг к другу доброжелательно. Это особо проявляется во время двух мусульманских праздников «Аид аль-фитр» и «Аид аль-адха», которые и сунниты, и шииты празднуют одновременно, хотя у последних есть и другие знаменательные даты, например, «Ашура», траур по имаму Хусейну, когда каждый шиит должен испытать на себе мучения внука Пророка, для чего они наносят себе удары руками, а иногда и цепями по головам и спинам, нередко вызывающие кровотечение. В 2000 году московские мусульмане стали свидетелями этого экстравагантного зрелища, которое происходило в главной столичной мечети на Проспекте Мира, слава Богу, на этот раз обошедшегося без увечий. Сунниты, безусловно, уважая память Хусейна (да будет Аллах доволен им) не приемлют подобного самоистязания, поскольку пророк Мухаммад (мир ему) не делал этого даже скорбя по утере самых близких людей. Помимо праздников существуют различия и в совершении религиозных обрядов, так, шииты и сунниты молятся и делают омовение с некоторыми различиями, поэтому богослужения часто проводятся раздельно. Различные подходы у них и к вопросу брака. У шиитов не запрещен временный брак, когда мужчина при определенных условиях имеет право договориться с женщиной о женитьбе на определенный фиксированный период времени, что сунниты считают недозволенным. В связи с этим браков между суннитами и шиитами в Иране практически не бывает, за исключением редких случаев, происходящих в основном в светских семьях. Одним из принципиальнейших различий в вероучении шиитов и суннитов является так называемая «такийя», согласно которой благородная цель оправдывает средства, в связи с чем шиит может пойти на хитрость и даже лукавство, чтобы скрыть свои истинные намерения.
Отличительная черта иранского руководства – это продуманная и взвешенная внешняя политика, направленная в первую очередь на защиту интересов ислама в мире. В этом деле иранцы активно сотрудничают с другими мусульманскими странами, и пользуются среди них заслуженным авторитетом. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы. Суннитов и шиитов объединяют такие общие цели, как распространение мусульманских ценностей, защита прав мусульман во всем мире, помощь нуждающимся. Все мусульмане поддерживают Иран в его бескомпромиссной позиции в вопросе освобождения палестинских территорий от сионистских оккупантов и противостояния экспансивной политике США.
Что касается мусульман нашей страны, то они нуждаются в грамотной поддержке своих иранских братьев и готовы воспользоваться предоставляемой ими помощью, перенять накопленный опыт работы в деле просвещения. В условиях российской действительности, где у мусульман за семьдесят лет воинствующего атеизма практически не осталось религиозных знаний, где ислам только начинает возрождаться, является нецелесообразным и неоправданным распространение среди них другой, чуждой им идеологии и течения. Это может внести раскол в мусульманское общество России, у которого и так много серьезных проблем. Поэтому если Иран хочет продолжать свою успешно начатую политику разностороннего сближения с нашей страной, то он не должен стремится навязывать шиитские убеждения мусульманам, испокон веков исповедовавшим суннитское направление ислама. Только такая позиция будет способствовать миру внутри мусульманского сообщества России, а также между нашими странами.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика