ОБСУЖДАЛСЯ закон о ваххабизме

30 ноября Комитет Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел на своем заседании проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях», внесенный в Думу Народным Собранием Республики Дагестан (в виде дополнения к его действующей статье 14). В нем предлагается запретить ваххабитскую и иную экстремистскую деятельность на территории РФ.
На заседании Комитета с подробным анализом представленного законопроекта выступил доктор юридических наук, профессор Леонид Сюкияйнен. Ниже публикуется сокращенный вариант его письменного заключения по законопроекту.

Предметом вносимого законопроекта является не религиозная, а выходящая за рамки собственно вероисповедания, совершения религиозных обрядов и обучения религии противоправная политическая деятельность религиозных объединений, ответственность за которую уже предусмотрена действующим российским законодательством, в том числе Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»…
Важно отметить, что во вносимом законопроекте не предусмотрена ответственность за подобную деятельность, которая объявляется просто запрещенной. В то же время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в ст. 14 такую ответственность административного характера устанавливает в виде ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке. Что же касается ответственности отдельных лиц за осуществление указанной деятельности, то она предусмотрена УК РФ 1996 г., а также российским законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, п. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает возможность ограничения права на свободу совести и вероисповедания в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Все это дает основания для вывода, что в отношении пресечения противоправной экстремистской деятельности религиозных объединений предлагаемый законопроект не содержит ничего нового по сравнению с уже действующим законодательством…
2. Из текста предлагаемого законопроекта и Пояснительной записки в обоснование необходимости его принятия вытекает, что термин «ваххабитский», применяемый для определения характера религиозных объединений и их деятельности, имеет не религиозный, а политический смысл. Он означает не систему собственно религиозных взглядов или определенную практику совершения религиозных обрядов и обучение религии, а осуществление именно экстремистской деятельности противоправного характера.
При этом в законопроекте нет определения ваххабитской деятельности, которая рассматривается и определяется лишь как разновидность, одна из форм экстремистской деятельности вообще. Однако специальные признаки ваххабитской деятельности, которые позволяли бы отличить ее от иных форм экстремистской деятельности, в законопроекте не указываются. Это нельзя расценить как простой пробел, поскольку такие особые признаки, которые не предусмотрены в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», вообще вряд ли могут быть названы. Если же авторы законопроекта полагают, что такие признаки все же имеются, то эти отличительные особенности ваххабитской деятельности должны быть указаны особо. В противном случае деление ваххабитской деятельности в качестве самостоятельной при перечислении различных видов противоправных экстремистских деяний лишается смысла…
Принятие внесенного законопроекта не только не усилит борьбу с религиозным экстремизмом, но и приведет к отходу от принципа строгой законности в противодействии этому явлению, откроет путь для преследований политических оппонентов и приверженцев иных взглядов по субъективному основанию – оценке их деятельности в качестве «ваххабитской» при формальном соблюдении положений закона, запрещающего такую деятельность, как экстремистскую. Уже сегодня в России соперничающие между собой исламские лидеры обвиняют друг друга в «ваххабизме», а принятие предложенного законопроекта не решит проблемы, обозначенные в пояснительной записке к нему, но может обострить конфликт между исламскими духовными центрами в нашей стране и негативно отразится на отношениях государства с исламом. Закрепление в законе положения о «ваххабитской деятельности» как якобы самостоятельной разновидности преступного экстремизма создаст прецедент официального признания неравного отношения к религиям со стороны государства, выделяющего среди них именно ислам, как носителя идей политического экстремизма, провоцирующих антигосударственную деятельность.
Кроме того, принятие предлагаемого законопроекта усилит исламофобию в нашей стране, настроит общественное мнение на восприятие ислама как проводника экстремизма, отрицательно скажется на оценке российскими мусульманами политики государства, осложнит отношения последнего с ведущими конфессиями и прежде всего с исламом, создаст напряженность в отношениях Российской Федерации с рядом мусульманских стран.
Вышесказанное позволяет заключить, что, как по правовым основаниям, так и по политическим соображениям принятие внесенного Народным Собранием Республики Дагестан проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» нецелесообразно».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика