Беседа с голландским исламоведом профессором Петером Ван Конингсвельдом (Peter V

Расскажите немного о себе и своей работе.
Я выпускник Свободного университета г. Амстердама, в котором изучал семитские языки, литературу, историю ислама и иудаизма. По окончании учебы, я поступил на работу в библиотеку Лейденского университета, где проработал 5 лет. В данное время являюсь преподавателем исламоведения в Лейденском университете, а также деканом кафедры истории и ректором Колледжа изучения и исследования религий. Преподаваемый мною курс исламоведения включает акиду и историю ислама. Мои студенты – главным образом голландцы, хотя есть учащиеся из других стран, в том числе и исламского мира. Преподавание ведется на английском языке.

Почему ваш выбор пал на исламоведение?
Будучи школьником, я проявлял интерес к изучению языков. Однако у меня не было четкого представления о том, какой язык следует выбрать в университете. Отец советовал мне отдать предпочтение классическим языкам, то есть латинскому и греческому. Но так как в те годы у Голландии были натянутые отношения с Индонезией, я заинтересовался этой страной, а затем и исламским миром в целом, и решил изучать арабский язык в университете. А поскольку тогда факультета арабского языка не существовало, я поступил на факультет семитских религий, где стал изучать ислам и его источники – Коран, хадисы, а также суфизм и прочее. Я понял, что эта та область, которую мне хотелось бы исследовать. Работа в библиотеке дала мне возможность изучить приличное количество исламских рукописей и источников аль-андалусского периода, которые я использовал при написании докторской диссертации на тему "исламская история Аль-Андалуса". Таким образом я стал специализироваться на истории ислама на Западе. Я много написал об истории Аль-Андалуса, Северной Африки и особенно Дальнего Магриба.
Когда я стал преподавателем Лейдена, меня попросили читать лекции на тему "мусульмане в Европе", что побудило меня заняться изучением вопроса мусульманского меньшинства, проживающего сегодня на Западе. Вот эти две области (мусульманское меньшинство и исламское присутствие на Западе) являются главным предметом моих исследований.
Исходя из ваших наблюдений за исламом и его приверженцами в Европе, как вы оцениваете положение мусульман, и насколько, по вашему мнению, влиятельна мусульманская община?
Мы имеем возможность изучать положение мусульманской общины с нескольких сторон: общественной, антропологической и др. Что же до меня, то я стараюсь всегда оставаться в рамках своей специализации. Меня с самого начала интересует возможности и гипотетические проблемы во взаимоотношениях между исламом и законодательной и судебной системами европейских стран. В свое время, занимаясь юриспруденцией и подготовкой к адвокатской практике, я стал изучать проблемы отношений между исламскими обычаями и правом с одной стороны и западным правом – с другой. Я написал много работ, затрагивающих вопросы взаимоотношений между существующей в Голландии правовой системой и исламом. Например, вопрос халяльного закалывания, который наше государство решило, использовав те же законы, что применяются к иудаизму. Подобным образом были решены многие другие вопросы. Поскольку отношения с исламом в разных европейских странах строятся по-разному, я стал проводить сравнения между ними на примере Бельгии, Франции и Голландии. В последствии этот анализ был положен в основу моей книги: "Реализация принципа религиозной свободы в отношении мусульман в Европейском союзе", изданной в Голландии. В ней затрагиваются различные вопросы, связанные с исламским присутствием на Западе, такие как: хиджаб, гражданские состояния (бракосочетание, развод) и т.д. Из своей научной практики могу сказать, что сейчас ведется серьезное изучение вопроса исламского присутствия в Западной Европе.
С какими проблемами сталкиваются мусульмане в Европе?
Существует целый ряд проблем. Некоторые исходят извне мусульманской общины; причина других же кроется в самой общине. Первая категория проблем связана с европейскими реалиями, такими как расизм, ксенофобия, которые являются главными препятствиями на пути интеграции мусульман в европейское общество. Вдобавок к этому мусульмане в Европе встречаются с социально-экономическими проблемами, среди которых центральное место занимает безработица. Что касается внутренних проблем мусульманской общины, то среди них можно выделить непонимание многими мусульманами необходимости развития исламских правовых институтов, способных дать исчерпывающие ответы на все поставленные жизнью вопросы. В этом отношении я связываю надежды с Европейским советом по исследованиям и фетвам, выполняющим сегодня неоценимо важную задачу – вынесения правовых решений, удовлетворяющих запросы времени.
Вы упомянули о Европейском совете по исследованиям и фетвам. Ваше мнение о нем как об организации?
Я считаю, что Европейский совет по исследованиям и фетвам относится к тем организациям, которые играют важную роль в развитии ислама в Европе. Присутствуя при работе десятой сессии Совета, я отметил важную положительную деталь, а именно свободу, царящую при обсуждении вопросов, по которым каждый участник заседания может высказать свою точку зрения. И это в противоположность тому, что мы наблюдаем в некоторых европейских странах, где в дела европейских мусульман пытаются вмешиваться власти некоторых мусульманских государств. Меня приятно удивило и то, что здесь в атмосфере открытости обсуждаются правовые вопросы, целью которых является согласование между исламским шариатом и европейской реальностью. По образцу части мусульманской интеллигенции, которая говорит на понятном для европейцев языке, этот Совет будет воспринят европейцами, если в нем беспристрастно будет проводиться работа по гармонизации и координации между исламом и европейской действительностью.
Как вы смотрите на вопрос интеграции мусульман в западное общество и их участие в его политической жизни?
Что касается Нидерландов, то ситуация здесь многообещающая. Если мы посмотрим на пять партий, представленных в парламенте, то увидим среди их членов представителей мусульманской диаспоры. Даже в городском совете можно найти представителей мусульманского происхождения. Также есть мусульмане-бизнесмены, и их становится все больше. Поэтому с этой стороны я очень оптимистичен. Но то, чего нельзя предсказать, так это развития ситуации с Ираком и палестино-израильским противостоянием, и как они могут отразиться на умонастроении населения Западного мира.
Коль скоро речь зашла о наличии мусульман в парламенте, возникает вопрос: насколько голландские партии считают исламское присутствие важным фактором в политической борьбе?
Несомненно, они считают исламское присутствие очень существенным фактором, поскольку голоса мусульман играют все большую и большую роль во время выборов. Так, согласно статистическим данным, число мусульман в Голландии превышает 1 млн человек, из которых около 400 тыс являются избирателями на всеобщих выборах. К этому можно дополнить тех, которые, не являясь гражданами, имеют вид на жительство и могут участвовать в местных выборах. Фактор исламского присутствия постоянно увеличивается в связи с тем, что голландское правительство способствует легкой интеграции иностранцев посредством предоставления нидерландского гражданства в качестве второго гражданства.
Возвращаясь к Европейскому совету по исследованиям и фетвам, хочу спросить: изменилось ли ваше мнение о Совете после участия в его заседаниях?
Со своей стороны я утвердился в том, что мне было известно о Европейском совете по исследованиям и фетвам. Я знакомился со всем фетвами и исследованиями, исходящими от этого органа, однако я не имел представления о характере обсуждений и дискуссий, происходящих в ходе его заседаний. Участие в них дало мне возможность узнать об этом. Теперь я имею больше материала для своих изысканий и преподавательской работы.
Я углубил свои познания о Совете, ибо мне впервые представилась возможность познакомиться с такими влиятельными фигурами, как господа Юсуф Кардави, Файсал Мавлави и др. Как исследователю мне очень интересы их лекции и выступления, которые я слушал в записи. Участие в заседаниях дало мне возможность в живую пообщаться с представителями не только Европейского совета, но и его американского аналога. Это убедило меня в том, что мои представления о деятельности Совета не были ошибочными.
Что необходимо сделать мусульманам и немусульманам Европы для того, чтобы ислам и его приверженцы заняли подобающее место в европейском обществе?
Принцип, которого все должны придерживаться, гласит, что мы должны принимать друг друга как членов человеческого сообщества. На Западе должны смотреть на исламское присутствие как на данность. Раздаются голоса, которые видят в нем проблему, однако я не усматриваю таковой и считаю, что подобное мнение ошибочно и его необходимо изменить. Сделать это очень трудно, поскольку идея, смысл которой в том, что ислам представляет собой надвигающуюся опасность, укоренилась на разных уровнях в Европе. Нам нужно принять ислам как естественное явление, с предоставлением мусульманам полных прав, подобно тому, как мы делаем это в отношении иудейской и прочих религий. Со своей стороны мусульмане должны приложить усилия, направленные на то, чтобы исламское присутствие было естественным явлением, поскольку среди мусульман встречаются такие, кто рассматривает таковое как проблему.
Какие у Вас творческие планы на будущее?
Мне хотелось бы осуществить исследовательский проект, посвященный правовым заключениям Европейского совета по исследованиям и фетвам, а также других компетентных органов мусульман, которые связаны с европейскими реалиями и, как я думаю, способны изменить традиционное отношение последователей ислама к Европе и Западу в целом. Я планирую всесторонне изучить эти фетвы и их роль в изменении устоявшихся представлений европейских мусульман.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика