Исламское движение. Взгяд изнутри

Салим Бахнасави
– Сегодня много говорится об исламском движении. Что представляет собой это движение и каковы его движущие силы?

– Если говорить кратко, исламское движение объединяет сегодня те движения и партии, которые призывают к исламскому миропониманию и шариату, то есть требуют возвращения мусульман под юрисдикцию исламских законов, как это было на протяжении всей истории ислама и закончилось с приходом к власти Ататюрка. В 1924 году турецкий диктатор Кемаль Ататюрк упразднил халифат и заменил исламскую правовую систему чуждым исламу западным законодательством, которое привело к возникновению серьезных социальных проблем.


– Исламское движение носит международный характер или оно ограничивается каким-то регионом, например, арабским миром?

– Исламское движение как социальный феномен присутствует во всем мире: в России, США, Великобритании, Франции – везде, где живут мусульманские общины. В этом проявляется отличительная черта ислама от других систем.


– Что отличает современное исламское движение от исламского движения в прошлом?

– Исламское движение имеет глубокие исторические традиции. На примере Египта – самой крупной и развитой арабской страны – видно, что исламское движение в ней было представлено различными организациями, каждая из которых имела свое виденье на решение проблем уммы. Например, “Мусульманская молодежь” рассматривала ислам как глобальную структуру; “Помощники Сунны Мухаммада”, называемые сегодня “салафитами”, уделяли особое внимание изучению хадисов, следованию сунне Пророка и борьбе с нововведениями; члены “Шариатского общества помощи действующим в соответствии с Книгой и Сунной” ставили во главу угла усердие в поклонениях и неукоснительное соблюдение положений Сунны.
Хасан аль-Банна объединил эти и другие силы в одно движение – “Братья-мусульмане”, в котором органично соединились стороны, характерные для разных организаций. Это движение выступило с требованием освобождения от иностранной оккупации не только Египта, но и исламского мира в целом.


– Из ваших слов следует, что исламское движение является политическим, так как оно ставит перед собой ярко выраженные политические цели, одна из которых – возрождение исламского правления. Какие средства при этом оно использует для достижения поставленных целей?

– Перед тем как ответить на этот вопрос, хочу особо подчеркнуть, что исламская умма не похожа на христиан, иудеев или кого-то еще. В исламе нет различия между вопросами политики и вопросами повседневной жизни, ибо политика – часть повседневной жизни, а ислам пришел, чтобы урегулировать повседневную жизнь. Исламские правоведы говорят, что цель исламских законов – сохранение для человека пяти жизненно важных составляющих как то: личность, ум, религия, имущество и честь. Поэтому ислам не делает различия между понятиями “политическое движение” и “религиозное движение”. Ислам объединяет эти понятия. Следовательно, термины “политическое”, “неполитическое” движение в исламе изначально отсутствуют.
Что касается средств исламского движения, то наиболее концептуально они изложены в “Посланиях” Хасана аль-Банны. Важнейшими из них являются послания Пятой и Шестой конференций, которые, наряду с другими конференциями определили политическую линию движения того этапа. В этих посланиях говорится об эволюционном пути развития Египта и арабского мира, то есть о реформах, исключается возможность революционного пути и иных форм насилия. Активисты исламского движения должны строго соблюдать действующие законы, бороться за изменение строя исключительно конституционными путями, в частности, на выборах. Данного принципа “Братья-мусульмане” строго придерживаются по сей день.


– Какова позиция исламского движения в отношении группировок, проповедующих экстремистские формы борьбы?

– Во-первых, сегодня никто не может доказательно утверждать, что те или иные мусульманские организации занимаются террористической деятельностью, включая организацию террористических актов 11 сентября. Эти события не могут быть приписаны какой-то конкретной силе. Ситуацию могло бы прояснить открытое судебное разбирательство по делу о терактах, которого до сих пор нет. Американцы, которые больше всех выступают с обвинениями в адрес мусульман, даже не рассматривают возможность подобного разбирательства. Поэтому я не буду оперировать их заявлениями и утверждать, что какое-то лицо или организация стоит за тем или иным действием. Это должен определить суд.
Однако с точки зрения принципов, ислам, как я уже говорил, не приемлет использование силы в целях преобразований. Ислам отвергает насилие в отношении людей, независимо от их национальности и веры. В Коране ясно говорится: “…кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех”. Это есть общая позиция. Вести же речь о том, кто совершил те или иные действия, бессмысленно, пока не будут проведены открытые судебные процессы.


– Сегодня некоторые эксперты заявляют, что исламский проект потерпел крах, потому что он в своей основе утопичен. Что вы думаете по этому поводу?

– Те, кто делают такие заявления, не имеют реального представления о сути вещей. Исламский проект не увенчался успехом, в связи с тем что колониализм, уйдя из мусульманских стран, оставил после себя людей, которые управляют в соответствии с западным менталитетом и по западному сценарию. Как написал лорд Кромер: “Мы будем управлять Египтом руками египтян и умами британцев”. Сегодня силы реакции не дают реализоваться исламскому проекту. Прикрываясь тезисом об отделении религии от политики и ссылаясь на европейский опыт, они не допускают людей к избирательным урнам, ставят заслон между исламскими силами и политическими партиями. Это происходит, несмотря на то, что в самой Европе действует много христианских партий, открыто заявляющих о своей религиозной принадлежности. Более того, некоторые европейские страны в конституциях провозглашают себя протестантскими, католическими или православными. Последние события в Египте, когда исламисты были отстранены от первых “демократических” выборов служат ярким подтверждением того, что арабские марионеточные режимы, управляемые из-за рубежа, не позволяют исламским силам вести деятельность в рамках демократического строя. Это и является причиной большинства проблем арабского мира.
История показала, что исламский проект реален, поэтому дело не в нем, а в том, что правители, пришедшие после ухода иностранных завоевателей, при всей кажущейся независимости, на самом деле остались частью колониальной системы.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика