Мусульманские перспективы на Западе

В последнее десятилетие роль ислама в странах Запада неуклонно растет. Это связано не только с увеличением числа его последователей, но и с усилением их исламского самосознания и новыми подходами в области всеобщего исламского возрождения. Однако, существует немало препятствий этому как со стороны недоброжелателей ислама, так и со стороны тех, кто своими действиями, осознанно или нет, оказывает им помощь.
События, произошедшие недавно в Англии, заставили мусульман по-новому задуматься о своем положении в мире в целом и на Западе, в частности. В представленный МВД Великобритании на рассмотрение Палаты Лордов и обнародованный в феврале 2001 г. список так называемых террористических организаций попала 21 организация, 75% которых учреждены выходцами из исламского мира. В данное время проводится анализ данного события, но уже сегодня стоит задуматься о последствиях, которые оно может оказать на перспективы исламского развития на Западе.

Причины появления списка

Антимусульманский поворот в британской политике был сделан по настоянию Вашингтона. Не для кого не секрет, что Англия традиционно являлась убежищем для большого числа политэмигрантов из разных стран, в том числе и мусульманских. Кто бы ни находился у власти в Великобритании, консерваторы или лейбористы, они по сути дела закрывали глаза на активность движений, состоящих из политических иммигрантов, даже невзирая на возможные осложнения в отношениях с другими странами, и в первую очередь с США. Основным аргументом сторонников такой политики, несмотря на постоянную критику, были те провозглашенные свободы, которыми в рамках закона пользовались люди, вынужденные в силу тех или иных обстоятельств покинуть свою родину и искать убежища на Туманном Альбионе.
В последнее время в американской политике стала активно разыгрываться карта терроризма. Последовавшие сплошной чредой взрывы в Африке, а потом в Адене (Йемен) и угрозы переноса насилия на территорию США и Западной Европы стали серьезным инструментом давления на англичан. Масла в огонь подливали и заявления некоторых проживающих в Англии иностранцев в поддержку террористических методов борьбы. Еще больше англичан раздражало регулярное проведение иммигрантами на тренировочных базах военных маскарадов с переодеванием в камуфляжную форму. Все это в совокупности стало поводом американцам надавить на Лондон, чтобы вынудить его изменить свою политику в отношении политиммигрантов, обнародовать списки запрещенных мусульманских организаций и заморозить их банковские счета.
С другой стороны, свою роль сыграло непрерывное давление произраильских сил, и в частности, сионистского финансового капитала, выступающих против организаций палестинского сопротивления и той поддержки, которой они пользуются на Западе. Сионисты сыграли немаловажную роль в том, что организации, деятельность которых стала костью в горле Израиля, например, такие как «Хамас», «Исламский джихад» и «Хезболла», попали в Англии в список террористических.
Очевидно также, что рост числа иммигрантов, главным образом последователей ислама, и их возросшее влияние вызывает самые разные ассоциации у западной общественности. В первую очередь это обусловлено наличием европейского гражданства у огромного числа мусульман со всеми вытекающими из этого правами. С количественным ростом иммигрантов и значительным увеличением их влияния связан и пересмотр некоторыми странами иммиграционной политики в сторону ее ужесточения.

Совокупность всех перечисленных выше факторов стала одной из главных причин появления списка МВД Великобритании, который дал повод аналитикам серьезно задуматься о проблемах исламского движения на Западе и взглянуть на него со следующих позиций:
- исторический взгляд на исламское движение в странах Запада;
- натурализация мусульман на Западе и ее влияние;
- экспорт исламского движения с Запада в другие страны;
- взаимоотношения с правителями мусульманских стран;
- влияние на политику Запада в отношении мусульманских стран и их режимов.

Мусульмане и исламское движение на Западе

Абстрактное понятие «Запад» в данном контексте требует конкретизации. В первую очередь, Запад – это слой власть предержащих США и Западной Европы, на службе у которых находятся такие ресурсы как СМИ, научно-исследовательские центры и т.д.. Во-вторых, это крупные финансово-промышленные корпорации и их руководство; в-третьих, политика этих стран в отношении мусульман и ислама, как религии и цивилизации. С другой стороны Запад – это еще и свободное общество, которому присуще открытость и интерес к иным культурам и цивилизациям, но сильно подверженное влиянию широко используемых властью политтехнологий. И это дает возможность, постоянно поддерживая отношения с этим обществом, напрямую или косвенно, изменять утвердившиеся в нем представления об исламе. И, наконец, Запад – это цивилизация, культура, наука и высокие технологии, которые можно и нужно эффективно использовать.
Что касается мусульман в странах Запада, то их можно отнести к следующим основным категориям:
1) Коренные жители Европы как, например, жители Боснии и Герцеговины, Албании или Турции и большие этноконфессиональные группы, такие как мусульманские общины Болгарии, Румынии, Югославии, Македонии и Греции;
2) Первое поколение мусульман – выходцев из мусульманских стран, в основном из Пакистана, Индии и Северной Африки;
3) Поколение мусульман родившихся, получивших воспитание и образование на Западе;
4) Приезжающие в западные страны на обучение или для ведения бизнеса, которые затем надолго остаются в них;
5) Прибывающие в поисках лучшей жизни и политиммигранты.
Помимо общемусульманских задач, каждая из этих групп имеет свои проблемы, из которых вытекают присущие им понятия и представления о способах их решения. И сегодня, для того чтобы различные исламские проекты и начинания не противоречили общим интересам уммы, необходима координация действий всех этих слоев для достижения целей и решения задач, стоящих перед мусульманами на Западе и во всем мире. Например, мусульмане, составляющие большинство в таких европейских странах, как Турция, Албания или Босния, сталкиваются с серьезными препятствиями со стороны Запада и его марионеток на пути к возрождению исламского порядка, несмотря на существование законного права любого народа на самоопределение и выбора формы правления. Вместе с тем выходцы из мусульманских стран, проживающие в Европе и США, испытывают трудности в сохранении своей исламской сущности. Добившись в этом определенных успехов: построив исламские центры, открыв свои школы, магазины, они столкнулись с новыми проблемами, которые поставили следующие вопросы: Каким образом строить взаимоотношения с западным обществом? Принимать ли участие в общественно-политической жизни или же изолироваться от нее, участвовать ли в выборах и если да, то кого поддерживать на них? Создавать ли свои партии или вступать в ряды других политических сил? Заниматься проблемами своих родных стран или же сосредоточить усилия на обеспечении благосостояния и решения собственных проблем? Нужно ли заниматься исламским призывом на Западе или достаточно воспитывать своих детей в духе ислама и ограничиться призывом внутри общины? Поступать ли в западные учебные заведения или создавать собственные? Могут ли возникнуть на основании этих споров разногласия между либерально и консервативно настроенными мусульманами? До каких пределов нужна либерализация? Существует ли опасность утери мусульманами своей сущности или же они способны сохранить ее и не раствориться в западном обществе?
Вопросов очень много, и, чтобы дать на них ответ, необходимо взглянуть на них в их исторической ретроспективе, провести большое количество семинаров, конференций, на которых досконально обсудить и проанализировать все проблемы, особенно с учетом последних десятилетий с тех пор, как на Западе появилось само понятие «натурализованные мусульмане».
Значительные результаты: открытие школ, центров, ВУЗов для подготовки ученых и кадров для призыва к исламу позволили более продуктивно работать, решать важные задачи общины. Но в то же время приходиться сталкиваться с той частью мусульман, которые, проповедуя жесткие действия в отношении некоторых восточных режимов, доходящие порой до экстремизма, создают большие трудности основной части общины.
Существуют и другие проблемы, такие, как вопрос преодоления безразличия части мусульман к вопросам мировоззрения, культуры и политики. Удивление вызывает и то, что некоторые авторитетные шейхи, являясь гражданами западных стран, совершенно не интересуются тем, что в них происходит, ограничиваясь лишь жизнью и интересами группы своих последователей. Другая трудность заключается в том, как сделать инициативность в общественных делах плацдармом для исламского призыва. Именно здесь главную роль должны играть мусульмане, являющиеся коренными жителями своих стран. Дело призыва требует от них определенных навыков, среди которых большую роль играет умение доходчиво и грамотно преподносить свои убеждения.
Эти проблемы требуют немалых материальных и людских средств, обладающих к тому же достаточным количеством свободного времени для призыва к исламу и для общественно-политической работы. К сожалению, неизбежно придется столкнуться с той частью мусульман, которые своими действиями и декларативными заявлениями оказывают негативное влияние на процесс призыва, давая лишний повод для издания таких документов, как список террористических организаций Англии, или печально известный закон о секретных доказательствах в США (согласно этому закону силовые структуры США могут задержать любого без каких-либо объяснений причин задержания, ссылаясь на секретность информации) и т.д.

Содействие исламскому движению

Сейчас на повестку необходимо поставить вопрос о способах и методах содействия мусульман Запада исламскому движению в других странах. К сожалению, сегодня имеет место безразличие немалой части мусульманской диаспоры на Западе к проблемам мусульман на Востоке. Это свидетельствует об отсутствии того единства, о котором сообщил нам Посланник Аллаха, сказав: «Мусульмане как один организм, в котором, если заболел один орган, то начало лихорадить все тело». В чем же должна заключаться поддержка «западных» мусульман мусульманам других стран:
Во-первых, содействие общему развитию мусульман: политическому (добиться политических свобод) и экономическому, содействие научно-техническому прогрессу. Во-вторых, поддержка исламского движения в мусульманских странах в его политическом, экономическом и культурном аспектах. Это должно осуществляться в форме информационной и правозащитной активности, помощи движению в осуществлении своих политических и общественных функций. В-третьих, защита активистов исламского движения от притеснений, борьба с неправовыми судами, распространенными в мусульманских странах, (наподобие наших «троек», прим. переводчика) – все это также требует постоянной работы с правозащитными организациями и СМИ. В-четвертых, поддержка национально-освободительных движений, движений за права этноконфессиональных меньшинств и миротворческих движений. Способы реализации каждого из перечисленных выше пунктов нуждаются в детальном изучении. Кроме того, необходимо добиться единства мусульманских организаций на пути достижения того баланса, при котором «западные» мусульмане, оказывая поддержку своим братьям в других регионах мира, не жертвовали бы при этом своими собственными интересами.
Что касается громких заявлений и демонстративных акций некоторых мусульман, за которыми не следует никакой конкретной работы на пути Аллаха, то им должен быть положен конец. Подобные действия лишь приводят к негативным последствиям и дают повод наносить удары по исламскому движению в целом, замораживать проекты, которые приносят действительную пользу мусульманской общине. Те же, кто, делая такие заявления и акции, испытывает иллюзии относительно демократических прав и свобод, полагая, что они способны защитить от преследования и дискриминации, пусть знают, что тем самым они могут свести на нет все завоевания исламского движения на Западе. Серьезную проблему представляет и деятельность спецслужб, внедряющихся в ряды мусульманского движения и провоцирующих некоторых ее членов на противоправные действия, чтобы дискредитировать ислам, а затем кинуть активистов в тюрьмы или выслать из страны.
Приложив огромные усилия для того, чтобы противостоять влиянию Запада, сохранить свою мусульманскую сущность, мусульманская община США и Европы, столкнулась с более серьезной проблемой сохранения истинного лица религии, перед лицом тотальной антиисламской компании в СМИ, причиной которой стали мусульмане, не делающие различия между дозволенной формой джихада и экстремизмом. Не секрет, что большинство существующих деспотических режимов опираются на прямую поддержку западных держав, поэтому наивным является представление некоторых деятелей исламского движения, что в борьбе с тоталитаризмом и деспотией они могут рассчитывать на помощь или, по крайней мере, безучастие тех, кто обеспечивает жизнеспособность этих режимов. Посему не стоит прибегать к террористическим и экстремистским методам борьбы с тоталитаризмом, так как это не отвечает интересам сообщества мусульман в целом, но необходимо активнее включаться в политические процессы, использовать западные свободы для призыва к исламу и борьбы с диктатурой в мусульманских странах.

Политическая активность

Как уже говорилось, один из векторов политической активности мусульман Запада должен быть направлен в сторону Ближнего Востока и Северной Африки. Режимы этих стран дискредитировали себя тиранией собственных народов и разворовыванием национальных природных богатств. К сожалению, мировая общественность не достаточно информирована об этом. Поэтому сегодня необходимо сконцентрировать усилия на пути изобличения деспотии в мусульманских странах, показать настоящее античеловеческое лицо управляющих ими тиранов, довести до общественности их преступления в отношении прогрессивных сил мусульманского общества; показать масштабы коррупции во властных структурах этих стран. Логическим итогом политической активности должны стать честные выборы, отвечающие современным демократическим стандартам, на которых народы сами избрали бы себе достойную власть и определили форму правления.
Для этого необходимо использовать все возможные, предусмотренные законом, средства, в частности развивать правозащитную деятельность, сотрудничать с парламентариями и другими политическими силами. В то же самое время не имеет смысла полностью отказываться и от взаимодействия с руководством мусульманских стран, надо поддерживать контакты с ними по отдельным вопросам, сотрудничать с дипломатическими миссиями, которые заинтересованы в помощи соотечественников. Очень важен контакт с различными диаспорами, независимо от вероисповедания, в борьбе за права иностранцев.
Подводя итог, можно сказать, что исламское присутствие на Западе стало реальностью, с которой уже невозможно не считаться. Как показывают события, ислам имеет хорошие перспективы в западном мире, несмотря на противодействие со стороны определенных сил.
Сегодня благодаря стараниям мусульман большинство европейских стран были вынуждены признать ислам и наравне со всеми предоставить ему права. Со своей стороны последователи ислама накопили большой опыт работы по созданию центров, организаций, (таких как Европейский совет по фетвам), строительству мечетей и по другим вопросам. Исходя из этого опыта, необходимо выстраивать работу, не допуская необдуманных действий, которые могут свести на нет все достигнутые результаты.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика