Подковерная борьба

В октябре этого года в Азербайджане пройдут президентские выборы. Но уже сегодня все смотрят на это событие через призму информации о здоровье бессменного вождя азербайджанского народа Гейдара Алиева. Будь Гейдар Алиевич здоров, предсказать итоги голосования не составило бы особого труда. Но он болен, и достаточно серьезно. Сейчас Алиев находится на лечение в США, после того как он длительное время лечился в Турции. Поэтому по мере приближения выборов вопрос – кто станет следующим президентом Азербайджана? – все больше волнует общественность этой небольшой страны. Задаются им и некоторые исламские организации и общины, осуществляющие свою деятельность на территории Азербайджана.

Уход Алиева с политической арены по состоянию здоровья может положить начало “междоусобных войн” за президентское наследство. На сегодняшний день в окружении Алиева обозначились несколько кланов, каждый из которых претендует на высшую политическую власть в стране. Есть правда один кандидат, у которого шансов на победу на порядок больше чем у других, – это сын действующего президента Ильхам. Однако весь вопрос в том, сколько продержится у власти Алиев-младший. Его отец в прошлом генерал-майор КГБ, первый секретарь ЦК коммунистической партии Азербайджана, член политбюро, человек Андропова. Безусловно, Ильхам не обладает ни отцовской харизмой, ни авторитетом в стране. И не исключено, что различные политические кланы, включая нынешних его сторонников, используют слабость власти в своих политических целях.
Политические силы Азербайджана можно условно разделить на две части, несопоставимые по административно-финансовым возможностям: пропрезидентскую и оппозиционную. В каждую из них в свою очередь входят различные кланы. Оппозиция представлена двумя основными партиями: “Мусават”, которую возглавляет председатель парламента при Эльчибее Иса Гамбар, и “Народным фронтом”, во главе которого стоит Али Керимов.
Нынешний правящий клан – так называемый нахичиванский. Гейдар Алиев выходец из Армении, родился на территории Нахичивани. Представителем интересов нахичиванцев является Рамиз Мехтиев, глава президентской администрации. Армянских же азербайджанцев представляет Муртуз Алискеров, председатель нынешнего парламента. Есть и другие группы, которые поддерживают Ильхама Алиева. Во главе одной из таких групп стоит начальник таможенного комитета Азербайджана Камяледдин Гейдаров. Другая такая группа – это клан начальника президентской охраны Байляра, курда по национальности. Будучи простым пожарником, Байляр в свое время был единственным человеком, кто принял опального Гейдара Алиева в своем доме. Президент по достоинству оценил такую преданность и, придя к власти, подарил ему должность, дающую контроль над разведкой, прокуратурой и Министерством обороны. Интересно, что президент Турции Сезер не раз намекал на то, что среди госчиновников Азербайджана есть люди, имеющие связи с запрещенной в Турции Курдской рабочей партией, видимо, намекая на Байляра.
Еще одна личность, которую нельзя сбрасывать со счетов, – это брат президента Алиева Джалал, у которого тоже есть президентские амбиции, о чем лишний раз свидетельствуют его натянутые отношения с главой нахичиванцев Рамизом Мехтиевым и некоторыми другими влиятельными политиками…
До сих пор авторитет Гейдара Алиева заставлял всех жить мирно. Но стоило ему тяжело заболеть, как в стане поклонников президента началось брожение. Зашевелилась и оппозиция. Все это привело в некоторое замешательство те государства, которые имеют свои интересы в Азербайджане и традиционно оказывают сильное влияние на ситуацию в республике. Азербайджан находится в сфере геополитических интересов четырех крупных игроков на международной арене – США, России, Ирана и Турции. И каждый из них стоит перед выбором – на какого кандидата сделать ставку?
Существует мнение, что больше других в стабильности в регионе заинтересованы Соединенные Штаты. Сегодня у власти в США находятся представители топливно-энергетического комплекса во главе с президентом Джорджем Бушем. Крупнейшие американские и британские нефтяные гиганты – Эксон, Шеврон, Халибуртон, Би Пи инвестировали гигантские средства в азербайджанскую нефтяную промышленность. Поэтому дестабилизация в Азербайджане будет напрямую угрожать благополучию американского бизнеса. По словам Ариэля Коэна, близкого к администрации Буша эксперта-советолога, у американской администрации есть своя “азербайджанская команда”. Членов этой команды он не называет, но отмечает, что в нее входит посол США в Азербайджане Росс Уилсон. И у этой команды есть свои фавориты. Первым среди потенциальных преемников Гейдара Алиева, которого, по словам Коэна, готов поддержать Белый дом, называется Ильхам Алиев. “Вашингтон также положительно отреагировал бы на кандидатуры главы Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимова, лидера “Мусават” Исы Гамбара или председателя АМИП Этибара Мамедова”, – пишет американский эксперт. Это указывает на то, что США готовы сделать ставку на любого, кто сможет обеспечить стабильность в стране.
Россия, также как и США, имеет свои интересы в Азербайджане. Но позицию Москвы по отношению к этой стране нельзя назвать однозначной. С одной стороны в Кремле заинтересованы в хороших отношениях с Азербайджаном, что способствовало бы развитию межгосударственного сотрудничества и в первую очередь в топливно-энергетической области. Добрососедские отношения между нашими странами также служили бы гарантом безопасности на южных рубежах России. Однако проблема Нагорного Карабаха и российской помощи Армении мешают развитию отношений между Москвой и Баку, давая азербайджанской стороне моральное право закрывать глаза на активность у себя в стране сторонников независимости Чечни. Москва, руководствуясь прагматическими соображениями, делает ставку на Ильхама Алиева. Хотя многих в Кремле устроил бы Ильяс Исмаилов, родственник друга по университету В. Путина Эльгама Бакирова. По большей части электорат Исмаилова – это сторонники живущего в Москве А. Муталибова. Кстати, по словам А. Коэна, сам Муталибов Вашингтон не устраивает, видимо, из-за его пророссийской ориентации.
Несомненно, очень сильное влияние на ситуацию в Азербайджане оказывает Иран. Главным козырем Тегерана является религиозный фактор. Большинство азербайджанцев исповедуют ислам шиитского толка, который является государственной религией и официальной идеологией Ирана. Значительная часть религиозных азербайджанцев-шиитов, многие из которых проходили обучение в Иране (по данным Министерства национальной безопасности Азербайджана, в стране насчитывается около 6 тыс выпускников иранских ВУЗов), признают Иран халифатом, видя в нем образец государственного устройства. Не исключено, что если власть потеряет контроль над республикой, проиранские силы могут взяться за оружие. Опасность диверсий существует уже давно. Всем памятны события осени 2002 г. в Нардаране (пригород Баку), когда недовольство населения в связи с недопущением девушек в хиджабах до занятий в школе переросло в политические волнения. Примечательно, что сразу после этого был арестован лидер проиранской Исламской партии Азербайджана. Следует, однако, оговориться, что после американского вторжения в Ирак произошло смягчение позиций Тегерана в отношении Азербайджана. Сегодня проирански настроенным нельзя назвать никого из претендентов на президентское кресло в Азербайджане. И, по всей видимости, иранцы сделают вид, что поддерживают наиболее сильного кандидата, каковым является Ильхам Алиев.
Что касается Турции, то ее влияние сильно в кругах азербайджанской интеллигенции, части политической элиты и армии, а также среди азербайджанских суннитов. Турция – это светская, европейски ориентированная страна с быстроразвивающейся экономикой и к тому же имеющая перспективы для вступления в Евросоюз. К тому же турки родственный азербайджанцем народ, а из всех тюркских диалектов к турецкому наиболее близок именно азербайджанский. Турция имеет военное представительство а азербайджанской армии. В стране работают турецкие военные специалисты, а азербайджанские офицеры в свою очередь учатся в турецких военных училищах. Анкару, как, впрочем, и Вашингтон устраивает турецкий вариант государственного развития Азербайджана. Хотя можно предположить, что для Турции наиболее предпочтительной кандидатурой является Иса Гамбар, учитывая его связь с Абульфазом Эльчибеем.
По сравнению с другими странами, где проживают мусульмане, отличительной особенностью Азербайджана является то, что большинство политиков, имеющих сколько-нибудь реальные перспективы на президентских выборах, не пытаются особо апеллировать к религии и делать ставку на исламский фактор. По-видимому, это объясняется тем, что большая часть азербайджанцев предпочитает европейский образ жизни с ограниченным влиянием религии на общество. Религиозные же шииты, ориентированые на Иран, который, как известно, проводит в отношении Азербайджана весьма двусмысленную политику, рассматриваются азербайджанскими властями как агенты влияния недружественного государства. Достаточно отметить, что в армяно-азебрайджанском конфликте Тегеран неофициально поддерживал армянскую сторону. Что касается суннитов, то хотя последователей сунны Пророка становится в Азербайджане все больше, они еще не представляют серьезной общественно-политической силы. Поэтому крылатая фраза Ленина “политика есть концентрированное выражение экономики” как нельзя точно отражает политическую ситуацию в Азербайджане в преддверии президентских выборов.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика