Между теснотой и обидой

1010_mosk
На протяжении многих лет перед мусульманской общиной Москвы стоит одна и та же проблема: в городе не хватает мечетей. В условиях роста мусульманского населения – не только за счет “этнических”, но и “новых” мусульман, – эта проблема обостряется изо дня в день. Чтобы понять ее актуальность, достаточно прийти на пятничную молитву в любую московскую мечеть, где большая часть прихожан и в дождь, и в снег молится на улице, расстелив на асфальте куртку или газету. До недавнего времени мусульмане Москвы могли посещать молельные дома при дипломатических представительствах Саудовской Аравии и Египта, однако после того, как в египетский культурный центр во время пятничного богослужения нагрянули омоновцы в масках, иностранные представительства закрыли доступ в молельни всем, кроме своих граждан, после чего загруженность четырех московских мечетей стала еще сильнее.

Другая сторона этой проблемы – отсутствие мечети в достаточной близости для мусульман, что не только приносит им ощутимый физический и духовный дискомфорт, но и мешает реализации конституционного права на свободу совести. Для многих верующих Москвы посещение храма превращается в весьма утомительное мероприятие, сопряженное к тому же с транспортными расходами.



В этой связи следует отметить то место, которое занимает мечеть в жизни мусульманского общества, являясь не только молитвенным, но и общественным зданием с разнообразными функциями. В мечети мусульмане совершают пятикратную молитву, пятничный намаз, ночное бдение, приносят праздничные жертвоприношения, выполняют зикр, получают знания и просто приходят отдохнуть душой от мирской суеты. В мечети издаются фетвы и заключаются браки. Пророк Мухаммад (мир ему) поощрял своих сподвижников совершать намаз в мечети. В хадисах говорится, что молитва, совершенная в мечети, в 27 раз значимей той, что совершена вне ее. Поэтому мечети никогда не пустуют. Практически в любое время суток в них можно увидеть прихожан.



Отношение мусульман к мечети определяется ее высоким статусом в исламе. Построившему мечеть уготован дворец в раю, говорится в хадисе Пророка. Согласно ханафийскому мазхабу, которого придерживается большинство российских мусульман, по одной мечети полагается на каждые 60 дворов. В странах исламского мира на строительство мусульманских храмов еженедельно собираются пожертвования и каждый, независимо от уровня материального достатка, считает за благо внести в это дело свою лепту. Но случается, что недобросовестные руководители духовных управлений сознательно мешают строительству новых храмов, дабы не допустить снижения своего общественного положения и оттока пожертвований из “собственной” мечети. Такие люди недостойны называться мусульманами.



На фоне столичного изобилия церквей проблема мечетей в Москве из чисто моральной может с легкостью трансформироваться в политическую. Нельзя отрицать, что Россия, где мусульмане являются коренным населением уже 1400 лет, по уровню отношений с исламом уступает даже такой стране как Южная Корея, в которой мусульмане появились 50 лет назад. В Сеуле, который по численности исповедующих ислам не идет ни в какое сравнение с Москвой, действует 10 мечетей, причем некоторые из них буквально удивляют своими размерами. Для сравнения, в Москве с мусульманским населением в более 1 миллиона человек (1/4 от православного) действует всего 4 мечети, а православных храмов – более четырехсот пятидесяти. Отсюда вывод: для того, чтобы принцип равноправия всех традиционных религий перед государством и законом был воплощен на практике, в столице России должно быть более 100 мечетей.



При сравнении с иудейской конфессией – а при 100-тысячном еврейском населении Москвы (что в 10–12 раз меньше мусульман) в городе действует более 10 синагог – получается, что не только с православными, но и с иудеями, в столице России должно быть 100–120 мечетей как минимум.



Еще более красноречива аналогия с такими странами как США, Великобритания, Франция, ЮАР, Германия и пр., где в отличие от России большинство мусульман являются иммигрантами. Например, Лондон с 200-тысячным мусульманским населением располагает более сотней мечетей, а Кейптаун – 140 мечетями!



Решение проблемы мусульманских храмов в Москве зависит в первую очередь от политической воли российского руководства, городских властей и московского муфтията. И в этом смысле полезен опыт Татарстана. В республике при поддержке ее руководства успешно сотрудничают и развиваются общины традиционных российских конфессий, строятся мечети, медресе, православные храмы и воскресные школы. В Казани, где мусульман почти в 3 раза меньше, чем в Москве (из 1,2-миллионного населения Казани мусульмане составляют половину), функционирует более 40 мечетей, что является абсолютным рекордом для России. Если продолжить аналогию с Москвой, то опять получается, что в столице России должно быть более 100 мечетей.



На саммите ОИК президент Путин достаточно ясно выразил свою позицию по отношению к исламу и его приверженцам, назвав Россию мусульманской страной. Однако, вид мусульманина, который, постелив газету, совершает намаз на асфальте, как-то не вяжется с исламским имиджем России.

Автор: Рустам Адиуллин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика