СВОИ СРЕДИ СВОИХ

Недавно в Омске была создана Национальная организация русских мусульман (НОРМ). Пресс-конференция ее руководства состоялась 22 июня в пресс-центре газеты “Известия”. В ней приняли участие организаторы НОРМ: Абу Талиб (Анатолий) Степченко, Абдул-Карим (Тарас) Черниенко, Амир (Григорий) Мавров, а также председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль.

В советское время, когда принадлежность гражданина Союза ССР к какой бы то ни было религии рассматривалась как пережиток прошлого, а религиозная проповедь грозила ему множеством серьезных неприятностей вплоть до уголовного преследования, случаи принятия ислама представителями немусульманских народов, населяющих территорию СССР, были настолько немногочисленными, что остались практически незамеченными официальной статистикой. Ситуация в корне изменилась с крахом коммунистической идеологии и распадом Советского Союза. Сегодня по всей России ислам принимают много людей, большинство которых считают себя русскими. О массовом характере этого явления свидетельствует, в частности, появление в лексиконе таких понятий, как “русские мусульмане” и “русский ислам”. Но, став мусульманами, большинство русских сталкивается с серьезными проблемами: с одной стороны – это непонимание, а зачастую открытая неприязнь окружающих (друзей, знакомых, родственников, коллег по работе и т.д.), а с другой – недостаток внимания к себе со стороны этнических мусульман. Общественное мнение в отношении русских, принявших ислам, никогда не отличалось своей глубиной и оригинальностью: массам было абсолютно все равно, почему человек пришел к исламу, какой тяжелейший мировоззренческий и духовный кризис ему пришлось испытать – главное, что он продался татарам, предал веру Христову. Если же принявший ислам был человеком высокообразованным, его клеймили как “гнилого интеллигента”, всегда далекого от русского народа.
В результате сложился стереотип отщепенца, одиночки, продавшегося человека, каковым на сегодняшний день рискует выглядеть в глазах общественного мнения каждый русский, принявший ислам. Именно для борьбы с этим стереотипом была предпринята первая попытка создать национальную организацию русских мусульман.
“Замысел создать НОРМ появился для ломки стереотипов, связанных с русскими мусульманами, – говорит один из членов организации Заффар (Андрей) Бухтеев. – Стереотипы рухнут только тогда когда русские мусульмане всех социальных категорий, не только интеллигенции, объединяться”.
Сегодня, когда для русского народа остро стоит проблема национального самосознания, многие опасаются, что с принятием ислама русские потеряют остатки своей национальной идентичности. Опасения эти лишены оснований, ибо ислам в отличие от других религий уделяет большое внимание заботе об идентичности наций. Если христианство рассматривает различие языков и народов как проклятие – вспомним хотя бы известное библейское предание о строительстве Вавилонской башни, когда Бог в наказание людям смешал их языки, – то в исламе различие народов и культур воспринимается как общественное благо, дающее возможность успешно развиваться всему человечеству. В Коране сказано: “О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга” (49:13). История показывает, что все народы, принявшие ислам, не только сохранили идентичность, но и раскрыли лучшие свои качества.
Вместе с тем ислам не связан национальными и какими-то другими границами, его невозможно уложить в рамки какой-либо культуры. Поэтому нельзя рассматривать ислам как культурную особенность арабов или национальных меньшинств России. Не может быть и “русского” ислама, равно как “арабского”, “татарского”, “евроислама” и т.д. Но если понятие “русский ислам” с точки зрения шариата абсолютно нелегитимно, то понятие “русские мусульмане” имеет право на существование как организационный, а не идеологический феномен.
“Почему русский обязательно должен быть православным христианином? – задается риторическим вопросом Заффар Бухтеев. – Мы, русские мусульмане, не отказываемся от своей русскости – и это очень важно. Мы хотим, чтобы в России сложился субэтнос русских мусульман, сохраняющих свою богатую культуру и традиции. К тому же уже сейчас появилось поколение русских этнических мусульман, родившихся в русских мусульманских семьях”.
Надо признать, что в среде так называемых этнических мусульман, причем даже на уровне руководителей духовных управлений, раздаются критические высказывания в адрес национального движения русских единоверцев. Более того, некоторые муфтии заявляют, что русские должны оставаться православными, а мусульмане – вести призыв исключительно среди народов, традиционно исповедующих ислам.
“Спасибо муфтию. Делая подобные заявления, он предлагает мне ад конечной остановкой”, – иронизирует по этому поводу русский мусульманин Абдель Каюм Хаджиев, который, приняв ислам, сменил имя и фамилию на мусульманские.
Горькая ирония принявших ислам, вполне понятна, ибо бояться движения русских мусульман, а тем более делать его разменной монетой в политических заигрываниях с руководством православной церкви – это верх цинизма и неуважения к тем, кто пришел к исламу, пройдя тернистой дорогой, полной труднопреодолимых духовных и материальных препятствий. Потом, существуют же мусульманские общины татар, башкир, азербайджанцев и т.д., и никто не выказывает недовольства по этому поводу. В этом плане и русские мусульмане не должны чувствовать себя ущербными. Кроме того, опыт Западного мира, где процесс исламизации начался задолго до России – примерно во второй половине XX столетия, – показывает, что национальных организаций “новых” мусульман в чистом виде не существует. Исключением является движение черных мусульман США “Нация ислама”, возглавляемое Луисом Фарраханом, которое носит ярко выраженный расово-протестный характер. Этнические мусульмане должны помочь своим новым единоверцам адаптироваться внутри мусульманской общины, а не отталкивать их, подчиняясь той же логике стереотипов, которую они осуждают в русских. Языческое мышление, согласно которому у татар свой Бог, а у русских свой, должно наконец кануть в Лету.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика