РОССИЯ – ИСЛАМСКИЙ МИР

1315_abdul

Общность интересов делает их стратегическими партнерами

Взаимовыгодные партнерские отношения со странами арабо-мусульманского мира всегда представляли собой сильную сторону советской внешней политики и являлись приоритетным направлением для политического руководства СССР. В постперестроичный период эти отношения значительно ослабли, что явилось следствием многочисленных – где-то вынужденных, а в основном абсолютно неоправданных – уступок Соединенным Штатам, сделанных советским, а затем российским руководством. Как результат, Россия была вынуждена сдать свои позиции по целому ряду направлений, уйти из регионов, традиционно входивших в сферу ее влияния, как например страны Восточной Европы, ряд ближневосточных, азиатских, африканских и латиноамериканских государств. На сегодняшний день рычаги управления политическими процессами в этих регионах сосредоточены главным образом в Вашингтоне.


С крахом СССР политическая ситуация в мире претерпела существенные изменения: те, кто на протяжении долгого времени считались нашими союзниками, переориентировались на Запад, а те, в ком мы раньше видели своих противников, сегодня напротив ищут пути сотрудничества с нами. К последней категории относятся мусульманские страны, в частности, нефтедобывающие государства Персидского Залива. Их руководство, подвергающееся под предлогом борьбы с международным терроризмом беспрецедентному давлению со стороны США, заинтересовано в диверсификации направлений внешней политики, поиске новых стратегических союзников. И для России было бы крайне недальновидным шагом отвергать это сближение, учитывая то влияние, которым пользуются страны Залива, богатые природными ресурсами, на мировую политику и экономику, а также их авторитет в мусульманском мире, неотъемлемой частью которого является Российская Федерация с ее 25-миллионным мусульманским населением.

Сегодня немало специалистов и политиков России осознают необходимость укрепления отношений со странами исламского мира. К их числу принадлежит президент Российской Федерации Путин, который в своем выступлении на историческом саммите глав государств-членов ОИК в Куала-Лумпуре определил вектор отношений с миром ислама. Развивая инициативы президента, группа депутатов Государственной Думы создала парламентское межфракционное объединение «Россия – исламский мир: стратегический диалог», координатором которого является депутат от фракции «Родина» Шамиль Султанов. Само название объединения говорит о целях и задачах его организаторов способствовать развитию стратегического партнерства между Россией и исламским миром. Политические и экономические перспективы такого партнерства подробно изложены и обоснованы в докладе Шамиля Султанова «Россия – исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия». Этот документ был подготовлен группой экспертов из академических институтов, исследовательских центров, министерств и ведомств совместно с депутатами Госдумы.

В октябре сего года депутат Госдумы Султанов и руководитель Исламского конгресса Мухамед Саляхетдинов посетили Кувейт. Гости из России встретились с видными государственными, общественными, религиозными деятелями страны, представителями кувейтского бизнеса. По словам Ш. Султанова, визит показал огромную заинтересованность кувейтской стороны на всех уровнях в сотрудничестве с Россией. Подобная ситуация характерна также для истеблишмента Саудовской Аравии и Катара, о чем рассказал по окончании поездки по этим странам М. Саляхетдинов.


России для возрождения былого могущества необходимо укрепить свои позиции на международной арене, особенно в тех регионах, где сосредоточены стратегические природные ресурсы. Но такой расклад явно не устроил бы силы, исторически выступающие ярыми противниками нашей страны. Уже сегодня желая не допустить усиления России, помешать развитию российско-мусульманских отношений, они нагнетают антиисламские настроения, создают атмосферу недоверия к исламу и мусульманским странам в российском обществе. Как правило, выразителями интересов этих сил выступают отдельные политики, публицисты, представители науки, различного рода советники и эксперты, подчас занимающие высокие посты в органах государственной власти России и имеющие влияние на ее политические круги. Именно они являются авторами материалов, в которых исламские страны, главным образом Саудовская Аравия, представлены в качестве врагов России, источника экстремистских идей, спонсоров и религиозных вдохновителей «международного терроризма».

Однако никакие диффамации, пусть и обличенные в форму научных исследований, не могут подменить собой факты, основанные на историческом и современном опыте России и отражающие объективную геополитическую реальность. Она же заключается в том, что России нужны стратегические союзники на Ближнем Востоке и исламском мире в целом.
Сегодня для развития российско-мусульманских отношений имеется уникальная возможность. От того, воспользуются ли ей в Москве, во многом зависит будущее России как крупной мировой державы.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика