ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА

1510_women
В языке под “экстремизмом” понимается приверженность крайним взглядам и мерам. Противоположными по смыслу будут понятия “умеренность” и “центризм”. Таким образом, экстремистскими считаются крайне левые или крайне правые силы. Со времен Французской революции термин “правые” употребляется в отношении консерваторов и клерикалов, придерживающихся традиционализма и фундаментализма. “Левыми” называют противников унаследованных традиций и религии. Эти называния берут свое начало в заседаниях Учредительного собрания, обсуждавшего вопросы отделения религии от государства, где правую сторону зала занимали консерваторы и религиозные фундаменталисты, а слева сидели их противники – секуляристы.

В последнее время распространилось ошибочное мнение, что под экстремизмом понимается экстремизм религиозный. Однако это очень ограниченное понимание гораздо более широкого понятия, охватывающего не только религию, но и политику, равно как и другие сферы общественных отношений. Экстремизм может быть присущ как последователям, так и противникам различных религий, а также политикам, партиям и целым государствам. Поэтому неслучайно конференция глав исламских государств в Рабате 14 декабря 1994 г. приняла резолюцию, в которой говорилось о необходимости противостоять не только “религиозному”, но и “антиисламскому” экстремизму.

Ислам и экстремизм
Ислам, будучи религией середины и умеренности, запрещает экстремизм и чрезмерность. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратится к основным источникам исламского вероучения. В Священном Коране говорится: “И так мы сделали вас общиной умеренной, дабы вы стали примером для людей, вам же примером был бы Посланник” (Коран, 2:143).
Печать пророков Мухаммад (мир ему) был послан Богом для того, чтобы исправить ошибки, допущенные священнослужителями предшествующих религий – иудаизма и христианства, избавить людей от многочисленных нововведений, усложнявших религию и ложившихся тяжелым бременем на ее последователей. В этой связи Всевышний говорит: “Которые следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, снимает с них бремя и оковы, которые были на них. Те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему и следовали за светом, ниспосланным с ним, – они пребывают в успехе” (Коран, 7:157).
Поэтому исламский шариат был основан на принципе поиска наибольшей легкости. В Коране говорится: “Аллах желает для вас облегчения, а не желает затруднения для вас” (2:185). Посланник Аллаха запретил вносить усложнения в религию: “Не усложняйте самим себе, а не то Аллах усложнит вам. Ибо, воистину, некоторые народы изобретали для себя сложности, за что Аллах усложнил им. Вот их остатки в кельях и монастырях; монашество измыслили они, Мы не предписывали его им” (приводится у Абу Дауда; согласно Албани этот хадис слабый). Также посланник сказал: “Аллах не послал меня затрудняющим и упрекающим, но послал меня обучающим и облегчающим” (приводится у Муслима).
Всевышний Аллах предостерег иудеев и христиан от крайности в религии: “Скажи: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые сбились с прямого пути задолго для вас и сбили с него многих” (Коран, 5:77).
Мусульмане были предостережены от излишества в религии, свойственного иудеям и христианам. Пророк Мухаммад сказал: “Опасайтесь излишества в религии, ибо оно погубило тех, кто был до вас” (приводится у Ахмада). Также он сказал: “Погублены те, кто проявляет чрезмерную строгость”, повторив это трижды (приводится у Муслима).
Крайность или излишество в религии может проявляться по-разному. Например, в вероубеждении. Это можно увидеть на примере хариджитов, обвиняющих других в неверии. Посланник Аллаха сказал о хариджитах, еще до того как они появились: “Выйдет из потомков ваших народ, который читает Коран, не выходящий за пределы их глоток; они убивают членов семьи пророка и призывают следовать за идолопоклонниками” (приводится у Бухари). Эти слова были сказаны в отношении человека, не согласившегося с тем, как посланник Аллаха разделил военную добычу.
Излишество имеет место в отправлении религиозных обрядов. В отношении чего Анас Ибн Малик приводит хадис о трех сподвижниках:
- Кто мы по сравнению с пророком, – сказали они. – Аллах простил все его прегрешения, как в прошлом, так и в будущем.
Тогда первый сподвижник сказал:
- Что же до меня, то я провожу все ночи в молитве.
Второй сказал:
- А я пощусь ежедневно без перерыва.
Третий же сказал:
- А я дал обет безбрачия и сторонюсь женщин.
Услышав это, пророк подошел к ним и сказал:
- Воистину я более богобоязнен, чем вы. Однако я пощусь и прерываю пост, молюсь и сплю по ночам и заключаю браки с женщинами. Кто же пренебрегает моим примером, тот не от меня
(приводится у Бухари).
Крайность в религии можно классифицировать следующим образом:
1. Крайность в толковании аятов Корана и хадисов пророка, что противоречит целям шариата.
2. Самообязательство глубокого понимания смысла Корана.
3. Возложение человеком на себя обязанностей, свыше того, что ему предписал Всевышний, как это делали Сыны Израиля.
4. Запрещение человеком себе того, что не запретил ему Всевышний.
5. Чрезмерное ограничение себя в жизненно необходимых вещах, таких как еда, питье, брак, сон.
6. Чрезмерность порицания или похвалы по отношению к другим.
7. Оставление и запрещение халала, предполагая, что это имеет основу в религии.
Не будет считаться крайностью стремление к самосовершенствованию в вопросах поклонения. Напротив, оно приветствуется исламом. Также несправедливо обвинять в проявлении крайности того, чье мнение при взгляде со стороны, отличается строгостью, ибо оно может соответствовать духу шариата или исследователь вопроса, выбрал это суждение потому, что нашел его правильным.

Терроризм как проявление экстремизма
Крайность или экстремизм переходят в террор, когда одна сторона прибегает к агрессии против другой стороны без всякого на то правового основания. В декларации ООН №3314 1974 г. разъяснено понятие агрессии, включающее в себя такие аспекты как захват и оккупация чужих территорий, подавление сопротивления местного населения с помощью военной силы. Все эти действия совершает, к примеру, сионистское образование (Израиль). Неотъемлемое право народов на самоопределение и освобождение от оккупации подтверждено другой декларацией ООН №3034 от 18 декабря 1972 г.
Большинство официальных определений терроризма подразумевает применение силы или угрозу ее применения в отношении людей для достижения политических требований. Так, согласно определению Пентагона от 1986 г. под терроризмом понималось “неправомерное использование или угроза неправомерного использования силы или насилия в отношении людей и имущества, как правило, для достижения политических, религиозных или идеологических целей”. В 1988 г. внешнеполитическое ведомство США дало свое определение, согласно которому терроризм – это “использование грубой силы по политическим мотивам на основании имеющихся воззрений и планов и ненаправленной на военные объекты ограниченными группами людей или секретными государственными сотрудниками в целях воздействия на массы”.
Приведем другие определения понятия терроризм, принятые в актах органов государственной власти некоторых стран.
Так, Служба защиты конституции объединенной Германии определяет это явление следующим образом: “Терроризм – это борьба, направленная на достижение политических целей посредством посягательства на жизнь и имущество других людей, в особенности путем совершения тяжких преступлений”.
Государственные органы Великобритании оперируют следующим понятием, данным еще в 1974 г.: “Терроризм – это использование силы в политических целях, включающее любое ее применение для устрашения общества в целом или его части”.
Приведенные выше определения позволяют сделать вывод, что именно политика терроризма взята на вооружение руководством отдельных государств. Причем ее источником являются те государства, которые на словах возводят борьбу с террором в разряд первоочередных задач. Сегодня опросы общественного мнения показывают, что именно террористические государства представляют главную угрозу стабильности в мире. Так, по данным опроса, проведенного недавно в ряде стран Европы, большинство европейцев считает Израиль, который игнорирует нормы международного права, главным очагом нестабильности.
Все это позволяет говорить о новой опасности – более масштабной и разрушительной, чем все существующие на сегодняшний день, – опасности государственного терроризма, исходящего уже не от отдельных лиц и группировок, а от целых государств.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика