КТО СТОИТ ЗА УБИЙСТВОМ ПРЕМЬЕРА

1012_map
Рафика аль-Харири считали залогом мира и стабильности в регионе

Мощный взрыв в центре Бейрута, унесший жизнь ливанского премьер-министра Рафика аль-Харири и еще 14 человек, до предела обострил и без того напряженную ситуацию на Ближнем Востоке. В сложном положении оказалась Сирия: несмотря на отсутствие каких-либо прямых свидетельств, указывающих на связь Дамаска с событием покушения, все стороны, выступающие против сирийского присутствия в Ливане (оппозиция Ливана, Тель-Авив, Вашингтон и Париж), поспешили использовать произошедшее в своих интересах, обвинив в этом убийстве Дамаск.

Рафик аль-Харири являлся связующим звеном между оппозицией Ливана и Сирией. Он был одним из тех, кто стоял у истоков мирного договора в Таифе в 1990 году, санкционировавшего ввод сирийских войск в Ливан и положившего конец кровопролитной гражданской войне в этой стране. Впоследствии Харири делал все, чтобы добиться выполнения ливанской оппозицией положений этого договора. По мнению обозревателя сирийской газеты “Al Thawra” Фаиза ас-Саюга, “за убийством Харири стоят те, кого не устраивала его позиция необходимости политического равновесия и стабильности в регионе”.

Присутствие ограниченного сирийского контингента в Ливане сыграло свою позитивную роль не только для этой страны, но и региона в целом. Если бы не Сирия, оказывающая поддержку движению “Хезболла”, то никакого ухода оккупационных израильских войск с юга Ливана просто бы не состоялось. Следует отметить, что руководства обеих арабских стран имеют единый взгляд на решение проблемы оккупации Израилем арабских территорий, считая общей стратегической линией борьбу за их полное освобождение.

После теракта в Бейруте позиции Дамаска заметно пошатнулись. США потребовали немедленного вывода вооруженных сил Сирии из Ливана. У ливанской оппозиции появился дополнительный повод для обвинения режима Башара Асада во вмешательстве во внутренние дела своей страны. Большинство экспертов сходятся во мнении, что сирийское правительство не могло не отдавать отчета в том, к чему приведет это убийство.

Другим проигравшим от убийства Харири стало шиитское движение сопротивления “Хезболла”. Эксперты уверены, что сразу после вывода сирийских войск из Ливана начнется разоружение “Хезболла”, которого давно добиваются Вашингтон и Тель-Авив. Это будет означать автоматическое прекращение сопротивления израильской оккупации на территории Ливана.

Несомненно, пострадали и позиции Ирана, для которого “Хезболла” также является серьезным средством давления на США. Желанное для Вашингтона и Тель-Авива разоружение движения резко ослабит влияние Тегерана в регионе. Неслучайно, что сразу после теракта Иран заявил о готовности поддержать Сирию в противостоянии угрозам со стороны США.

В крайне неприятном положении оказалось и нынешнее руководство Ливана во главе с президентом Эмилем Лахудом, которому угрожает потеря контроля над ситуацией в стране, балансирующей после убийства Харири на гране раскола и междоусобного конфликта.

Как отмечает арабская пресса, в связи с укреплением позиций США и Израиля в Ливане после убийства Харири под угрозой оказалась безопасность ближневосточного региона в целом.

Что касается заинтересованных сторон, то в первую очередь здесь можно выделить США и Израиль, получивших наибольшие политические дивиденды от убийства ливанского экс-премьера. Вашингтону, который при помощи военно-политического и экономического давления пытается добиться ослабления позиций Сирии и Ирана в регионе, нужно как можно быстрее ликвидировать движение “Хезболла”, пользующееся покровительством Дамаска и Тегерана.

Кроме того, Белый дом не устраивают экономические связи Сирии и Ливана (торговый оборот межу странами достиг немалых объемов), позволяющие Дамаску обходить вводимые против него экономические санкции. Кроме того, большое число сирийских граждан, работающих в Ливане, приносит ощутимую пользу экономике Сирии в виде дополнительных рабочих мест и увеличения валютных поступлений.

С другой стороны, по мнению некоторых арабских изданий, администрация США, подвергающаяся критике за агрессивную внешнюю политику, ярким свидетельством чего служат прошедшие в Бельгии акции протеста против визита президента Буша, заинтересована в появлении новой горячей точки на Ближнем Востоке, которая переключила бы на себя значительную часть внимания мировой общественности и СМИ.

Разоружение идеологически мотивированного движения “Хезболла” и замена его маломощными ливанскими вооруженными силами – одна из первоочередных задач Тель-Авива. В условиях полномасштабной войны Израиль всегда одерживал победу над арабскими странами. Реальную опасность для него представляет тактика партизанской войны, успешно освоенная движениями “Хезболла” и “ХАМАС”, занесенными Вашингтоном в разряд террористических. Перманентная война без линии фронта и четкого противника подрывает Израиль как экономически, так и психологически, что также делает руководство этой страны заинтересованным в убийстве Харири.

Нельзя не отметить, что свои интересы в Ливане имеет Франция, которая исторически играет не последнюю роль в жизни этой страны, бывшей некогда ее колонией. По оценкам специалистов, Париж добивается усиления своего влияния в Ливане, используя христиан-маронитов (близких к католикам), оппозиционно настроенных к Сирии.

Несмотря на то, что за многими громкими политическими убийствами на территории Ливана стояли иностранные (главным образом израильские) спецслужбы, нельзя сбрасывать со счетов, что в убийстве Харири были заинтересованы определенные политические круги внутри Ливана, добивающиеся компрометации Сирии.

Кто организовал убийство Харири, скорее всего, останется тайной. Очевидно другое – главным в ряду проигравших оказался ливанский народ, потерявший в лице Рафика аль-Харири мудрого и влиятельного политика, который установил добрые отношения с Сирией и вместе с тем нашел общий язык со всеми основными общинами Ливана.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика