СВЕТСКАЯ ВЕРА

riu
Сегодня в Татарстане предпринимаются настойчивые попытки поставить под государственный контроль религиозные образовательные учреждения, для прикрытия которых используются старые лозунги борьбы с “ваххабизмом”. Борьба развернулась за пост ректора Российского исламского университета (РИУ), который занимает глава Духовного управления мусульман республики Татарстан (ДУМ РТ) Гусман Исхаков. На сегодняшний день университет располагает солидной материально-технической базой, и его ректор, по сути, является первой религиозной фигурой в Татарстане.

Очередным поводом к обострению противостояния стало истечение срока действия лицензии на образовательную деятельность. По уставу РИУ является “учреждением высшего профессионального образования”, то есть светским учреждением, и из-за отсутствия слова “религиозный” по закону “О свободе совести и религиозных объединениях” не имеет права вести подготовку священнослужителей и религиозного персонала, а следовательно не может реализовывать те цели, для которых он был создан.
Руководству РИУ предстояло в кратчайшие сроки сделать выбор: либо отказаться от преподавания религиозных предметов, либо зарегистрироваться в качестве религиозной организации, исключив из состава учредителей светскую организацию – Институт истории Академии наук Татарстана (АНТ). За семь лет своей деятельности в качестве высшего религиозного учебного заведения университет столкнулся с этой проблемой впервые, так как при получении лицензии на право ведения образовательной деятельности никаких претензий к университету не было.
Два учредителя РИУ – Духовное управление мусульман Татарстана и Совет муфтиев России – единогласно решили зарегистрировать Российский исламский университет в качестве религиозной организации – учреждения высшего профессионального религиозного образования. Однако, как сказано в пресс-релизе РИУ, некоторые государственные чиновники, в число которых входят директор Института истории АНТ Р. С. Хакимов, государственный советник при Президенте РТ, а также председатель Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан Р. А. Набиев, не являющиеся религиозными деятелями, настаивают на том, чтобы РИУ изменил свой статус на светский.
Даже такой полусветский университет, учитывающий, по словам ректора, при обучении религиозным ценностям светский и демократический характер государства, не устраивает чиновников. Некоторые из них пытаются использовать истечение срока действия лицензии для решения вопроса о перерегистрации в свою пользу, стремясь загнать исламское образование в еще более узкие рамки.
Для решения вопроса с лицензией была создана рабочая группа. Однако, как говорит руководство РИУ, Р. С. Хакимов и его сторонники сознательно затягивали работу рабочей группы, дожидаясь истечения срока действия лицензии Минобрнауки РФ. На следующий день после окончания срока действия лицензии оппоненты подняли вопрос о прекращении деятельности РИУ в качестве религиозного ВУЗа и роспуске его факультетов в связи с окончанием срока действия лицензии.
Республиканские власти, недовольные ситуацией в Российском исламском университете, на обустройство которого были потрачены значительные средства, предпринимают попытки сменить ректора РИУ. Против муфтия объединились разные силы: от сторонников “евроислама” до защитников идей неоджадидизма и так называемого национального ислама.
В интервью газете “Восточный экспресс” в мае этого года госсоветник при Президенте РТ Рафаэль Хакимов резко отозвался о РИУ, заявив, что там совсем не ведется научная подготовка, и сравнил университет с простым медресе. СМИ растиражировали слова Хакимова, который заявил, что университет “у нас так и остался недостаточно развитым. Без науки не бывает университета – бывает институт, колледж, медресе. Но какая наука в РИУ? Ее и близко нет. (...) С точки зрения современных требований наш университет, конечно, просто медресе”.
Против Российского исламского университета выдвигались обвинения в том, что он превратился рассадник “ваххабизма”. В августе газета “Звезда Поволжья” опубликовала статью, где против ректора выступил доктор исторических наук, руководитель центра этнологического мониторинга Дамир Исхаков, фактически обвинивший его в “ваххабизме”. В статье Д. Исхаков пишет: “На открытии мечети Кул Шариф я был в рядах молящихся. И молитва была, вопреки татарским традициям, изменена на ваххабитский вариант. В это время было три группы приглашенных в мечети, и среди них были ваххабиты, некоторых из них Руслан Аушев знал лично и прямо показывал на них. То есть ваххабиты оказались фактически гостями нашего Духовного управления”. Все обвинения основаны лишь на том, что у муфтия Гусмана Исхакова сложились тесные отношения с арабскими странами, которые оказывают финансовую помощь татарстанским мусульманам. При этом чуть ли не основным доказательством стал тот факт, что Гусман-хазрят ездил на похороны короля Саудовской Аравии, из чего следует, что у него там есть определенные связи.
В вину ректору в свое время ставился и недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей. Из 25 преподавателей сейчас – один академик, два доктора, два кандидата наук и восемь аспирантов. Тот факт, что некоторые студенты параллельно учатся в светских вузах, о чем любит повторять муфтий, противники считают свидетельством того, что студентов не устраивает низкий уровень образования в РИУ.
Ректора обвиняли в том, что он превратил университет в кормушку для своей семьи, устроив на работу пятерых своих родственников, да и вообще, что Гусман Исхаков не подходит для этой должности, ввиду “низкого уровня образования”.
Местные власти Татарстана, похоже, действуют с подачи московских СМИ, не спеша опровергать появляющиеся обвинения. В начале этого года “Независимая газета” написала, что татарстанские лидеры создают условия для возникновения собственных “религиозных экстремистов, готовых в любой момент по первому сигналу подняться против неверных, коими они считают и татар, мусульман-ханафитов”. В этой статье к “центрам религиозного экстремизма” были причислены ряд промышленных и районных центров Татарстана, которые, по утверждению автора, живут на арабские нефтедоллары. Попытки обвинить ДУМ РТ в существовании сети “подпольных” медресе, проповедующих “ваххабизм”, не стихали в прессе даже тогда, когда уже медресе “Йолдыз”, вокруг которого развернулись споры, не существовало.
Муфтию Татарстана ставится в вину неправильное распределение выпускников. Несмотря на то, что в духовных учебных заведениях республики ежегодно обучается до 1000 и выпускается до 100 человек, обеспеченность сельских общин имамами составляет менее 10 процентов.
Опасения, что сельские муллы “готовы за подачку продать религию отцов и дедов эмиссарам экстремистских течений”, толкают некоторых противников муфтия выдвигать и вовсе экстравагантные идеи. Так в обнародованном за подписью имама-хатыба Закабанной мечети города Казани Исхака-хазрата Лотфуллина обращении к президенту Шаймиеву предлагается для решения кадровой проблемы “ликвидировать”(!) в республике все высшие медресе (срок обучения в которых составляет 5 лет). А кадры для мечетей готовить в средних медресе (за два года), направив для этой цели все имеющиеся средства. Если же кто-то из учеников захочет вместо поверхностного ознакомления узнать больше о религии своих отцов, такому ученику предлагается учиться вере в светском университете на теологическом факультете: “В светских гуманитарных вузах, лучше в Национальном университете, открыть теологические факультеты, которые будут находиться на госфинансировании и под госконтролем”. При этом автор ссылается на мировой опыт, в частности опыт Турции, утверждая, что именно светские ВУЗы помогли решить проблему подготовки ученых-теологов.
Силы, заинтересованные в том, чтобы университет стал светским, видят в этом гарантию лояльности властям будущих религиозных деятелей. Но как показывает опыт работы независимых институтов самого Татарстана и других регионов, это грозит тем, что вуз в конечном итоге может вообще закрыться, примеры чему всем известны.
По большому счету, не имеет принципиального значения, будет ли вуз, в котором проходят подготовку священнослужители, чисто светским или светско-религиозным. Программу вуза и так на половину составляют светские дисциплины, однако, готовить имамов в светском вузе, по меньшей мере, странно.
В том, что выпускники будут иметь возможность получать дипломы государственного образца, также нет ничего плохого. Выпускники православной академии или семинарии уже давно имеют такую возможность, благодаря тому, что Русская православная церковь перешла на государственные образовательные стандарты. Более того, в исламе нет противопоставления религиозных знаний светским. Любое знание, которое приносит пользу, считается достойным. Но здесь важно помнить, что получивший востоковедческое образование будет смотреть на религию уже не так как воспитанник духовного училища.
Во всей этой истории четко прослеживается очередная попытка установления контроля над мусульманскими организациями, что находится в русле общемировой тенденции на установление жесткого контроля над исламской системой образования и исламом в целом. Республиканским же властям выгодно держать религиозные организации на коротком поводке, так как это позволяет им заручиться дополнительной поддержкой федеральной власти. А если учесть то, что в России взят курс на унификацию системы религиозного образования, конечным итогом может стать полное отсутствие в стране вузов, занимающихся подготовкой имамов. Что в свою очередь приведет к обратному результату, когда молодые люди будут вынуждены в массовом порядке отправляться на учебу за рубеж.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика