Ислам в Корее

Расположенная на вершине холма в районе Ханнам-дон мусульманская мечеть с куполом и минаретами, поблескивающими в лучах восходящего солнца – зрелище для корейцев несомненно экзотическое, напоминающее иллюстрацию к сказкам "Тысячи и одной ночи". При этом большинство проходящих мимо даже не догадываются, что эта "нездешняя" постройка является центром духовной жизни для не менее чем 35 тысяч жителей Страны Утренней Свежести.

Рамадан, девятый месяц по мусульманскому календарю (начавшийся 17 декабря прошлого года), был периодом великого поста для корейских мусульман, а также для 70 тысяч верущих из исламских стран, проживающих сейчас в Корее. В этот месяц правоверные мусульмане обязаны воздерживаться от приема пищи, курения и интимной близости от восхода до заката солнца. Рамадан – одно из важнейших ежегодных событий в жизни мусульманина, и правительства исламских стран обычно учитывают это, способствуя исполнению верующими своего религиозного долга. Например, в Индонезии государственные служащие во время поста работают в облегченном режиме – правительство учитывает, что без обеда люди быстро утомляются.
В Корее же [как, разумеется, и в других "немусульманских" странах – прим. ред.], за исключением самих последователей ислама, люди не имеют никакого представления о важности Рамадана, и великий мусульманский пост проходит незамеченным широкой публикой. Поэтому пост, соблюдение которого и без того задача не из легких, для корейских мусульман превращается в особенно суровое испытание веры. Причем незнание или неверное восприятие окружающими основ ислама доставляет верующим даже большие неудобства, чем пустой желудок в холодную корейскую зиму. Вот что говорит по этому поводу один из посетителей мечети, студент Университета иностранных языков Ли Чжун Хан: "Трудно бывает объяснить, почему я не пью и не ем. Если я скажу, что я мусульманин, мнение обо мне изменится. Люди будут думать, что я член какой-то еретической секты". Подобные же жалобы и у других молодых корейцев-мусульман. Христианство и буддизм являются доминирующими, "традиционными" религиями в Корее, а всё остальное вызывает настороженное отношение.

"О своей вере я рассказываю только самым близким друзьям, – сообщил еще один студент. – Но и то один из моих лучших друзей, христианин, хотел одно время убедить меня отказаться от моей веры. Это непонятно мне, ведь сам я никогда не пытался обратить его в ислам."
"Я думаю, корейское общество – очень конформистское, и люди, как правило, отрицательно относятся ко всему, что кажется им непривычным, – говорит И Чжун Хан. – Наверное поэтому к мусульманам здесь постоянно относятся как к чужакам".
На протяжении многих лет Корея находится под сильным влиянием западных идей и западной культуры. В то же время контакты с исламским миром остаются очень ограниченными, поэтому в отношении к мусульманам господствуют стереотипы и непонимание. "Мусульмане в Корее ассоциируются с подачи информационных средств с террористами и боевиками, потрясающими оружием, – считает Син Сан Хо – председатель сеульской Исламской студенческой ассоциации. – Но это не верное представление. Ислам – это одна из самых миролюбивых, гуманных религий. Именно поэтому он получает всё более широкое распространение в немусульманских странах по всему миру".
Вплоть до начала 1970-ых годов число верующих-мусульман в Корее было незначительным – всего 20-30 человек. Затем, однако, ситуация стала быстро меняться. Строительный бум 70-ых создал большую потребность в рабочей силе в странах Ближнего Востока, и туда направились корейские строительные фирмы и рабочие. Многие из корейских строителей через несколько лет вернулись домой мусульманами. Позднее ситуация стала развиваться по обратному сценарию. Беспрецедентный экономический рост в Корее привел к тому, что в страну широким потоком стали прибывать рабочие из развивающихся стран, главным образом – из Индонезии и Малайзии. Они привезли с собой свои верования и стимулировали интерес к исламу у корейцев.

В настоящее время, однако, быть мусульманином в Корее – это всё еще значит выглядеть эксцентриком, постоянно находиться в меньшинстве – а корейцев вряд ли можно отнести к народам, с особой терпимостью относящимся к меньшинствам. Например, молиться мусульманин должен пять раз в день. Однако выполнение этого обряда на работе совершенно немыслимо. Помещения для молитвы просто нет – не говоря уже о возможности совершить предварительное омовение, являющееся обязательной процедурой. И даже если бы всё это было, молящийся сотрудник в офисе был бы чем-то из ряда вон выходящим – на грани неприличия.
Если говорить о продуктах дозволенных шариатом ("халал"), то купить их в Корее нелегко. Единственный не только в Сеуле, но и во всей стране магазинчик, в котором продают мясо, приемлемое для мусульманина, находится рядом с мечетью в Ханнам-доне. Некоторые другие запреты ислама (например, запрет поклонения умершим родственникам) вступают в прямое противоречие с корейской традицией. Отказ корейцев-мусульман принимать участие в подобных обрядах часто приводит к конфликтам в семье [с аналогичными трудностями сталкиваются кстати и набожные христиане – прим. ред.]. Общественное предубеждение против ислама заставляет многих мусульман скрывать свою принадлежность к этой конфессии, в частности, при устройстве на работу.
И все-таки, как считает помощник первого секретаря Корейской ассоциации мусульман Ли Чжу Хва (Абдул Рахман Ли), несмотря на нынешние трудности, ситуация в конце концов должна улучшиться. Его оптимизм основывается на растущем интересе к исламу среди молодежи. "Всё больше и больше студентов, специализирующихся на культурных и региональных исследованиях, – говорит Ли, – приходят на наши лекции и семинары по исламу. Это – свидетельство всё возрастающего разнообразия интересов в академических кругах, и данная тенденция будет и дальше развиваться в ближайшие годы".
Действительно, многие студенты стали в последние годы посещать ранее мало знакомые для корейцев страны Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Большинство из тех студентов, что приходят в мечеть в Ханнам-доне специализируются в арабском языке и региональных исследованиях. Когда они впервые пришли сюда, они просто хотели узнать больше об исламских странах и попрактиковаться в языке. Однако вскоре многие из них всерьез заинтересовались Кораном и мусульманской религией.

Некоторые из новообращенных говорят, что решение принять ислам пришло к ним, когда они побывали в мусульманских странах, пообщались с людьми. То, что они там увидели в местных жителях – это ощущения мира в душе, беззаботность и тесные связи между людьми, что не могло не произвести впечатления на молодых людей, зажатых в тисках корейского общества, в основе которого лежит постоянная конкуренция.
"Если вы сообщаете, что вы – мусульманин, – рассказывает Син Сан Хо, – вас сразу называют "братом" и обращаются с вами как с членом семьи. Когда я был там, мне было легче находить общий язык с людьми, я чувствовал себя уютнее".
В последние годы Ассоциация мусульман прилагает немалые усилия для того, чтобы добиться лучшего понимания ислама корейской общественностью. Эти усилия фокусируются на том, что в Ассоциации называют незаслуженным пренебрежением исламом в учебных заведениях и прессе, незнанием сущности этой религии. Некоторые результаты, как говорит Ли Чжу Хва, уже налицо. Так, в школьных учебниках исламу теперь уделяется уже почти столько же места, сколько христианству и буддизму. "Работы впереди много, но с помощью Аллаха, ситуация безусловно будет улучшаться с каждым годом".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика