На сибирских просторах

В XV в. от некогда могущественной Золотой Орды, простиравшейся от территории нынешней Кемеровской области и Алтая на востоке до Добруджи на западе, откололась ее сибирская окраина – Сибирское ханство, основное население которого составляли татары, носители исламской религии и культуры. Центром ханства стал город Тюмень; позднее столицу перенесли в новый город Искер, развалины которого сейчас находятся недалеко от Тобольска. Уже в XI – XII вв. Сибирская земля, сказочно богатая пушным зверем, привлекала русских охотников-промысловиков, добывавших его и выменивавших у местного населения меха на другие изделия. По словам историка П. Буницкого алчность, страсть к наживе и рискованным предприятиям вела промысловиков все далее и далее вглубь Сибири.

В XVI в. после завоевания Казанского ханства Московское княжество получило более короткий и удобный путь в Сибирь по Каме и ее притокам. А после покорения Сибирского ханства Ермаком, началось так называемое освоение сибирских земель, сопровождающееся потоками крестьян и простого люда, бежавших сюда от нестерпимого крепостного гнета. Заселение русского народа сопровождалось покорением коренного населения Сибири и его насильственной христианизацией. Поток переселенцев не прекращался и в течение последующих столетий. Этот процесс сопровождался развитием торговли и освоением пахотных земель. На сибирской земле стали расти новые города и населенные пункты. Особую роль в жизни этого региона играли те из них, которые располагались на берегах сибирских рек. Одним из таких городов был Омск, основанный в 1716 году на месте слияния реки Оми с Иртышем.
Сегодня в Омске и Омской области проживает 2 млн. 200 тыс. человек, из которых около 190 тыс. составляют мусульмане. Примерно половина мусульманского населения (более 90 тыс.) живет в самом Омске, остальная часть последователей ислама разбросана по всей области. Коренными жителями мусульманского вероисповедания являются казахи и татары (соответственно около 90 и 70 тыс. человек); остальные – около 30 тыс. – азербайджанцы, узбеки, таджики, дагестанцы, чеченцы и др.
По пятницам голос муаззина, призывающего правоверных на молитву, звучит по обоим берегам Иртыша. Три из четырех функционирующих мечетей Омска «Соборная», «Хайр Ихсан», мечеть «Кожи Ахмета» находятся в основной правобережной части города; по левую же сторону реки действует мечеть «Иман». В Омской области большая часть мусульманского населения живет на юге, населенном преимущественно казахами. Почти в каждом селе есть хотя бы одна мечеть, в связи с чем в казахских районах постоянно функционируют около 25 мечетей. На севере в основном проживают мусульмане-татары. В этой части области находится всего 8 мечетей, что, согласитесь, резко контрастирует с югом. В целом казахи более остальных местных мусульманских народов сохранили свою самобытность, национальное сознание и культуру. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти в любую из мечетей Омска во время пятничного намаза и обратить внимание на то, что среди прихожан казахи составляют подавляющее большинство. Более активны они и в плане религиозной деятельности. Так, во всех мечетях, кроме «Соборной» имамами и преподавателями в основном являются казахи. Что касается татар, то они по большей части занимаются предпринимательством, немало среди них интеллигенции и госчиновников. Обладая гораздо бо?льшим ресурсом, интеллектуальным потенциалом и организационными возможностями, татары, к сожалению, не достаточно активны на ниве служения Всевышнему. Впрочем, место проповедников и просветителей – служителей Аллаха никогда не останется пустым. Из Корана следует, что если мусульмане не исполнят своих обязанностей, то Тот, кто даровал людям свет ислама, явит другой народ, возложив на него благородную миссию – нести этот свет окружающим. «О, верующие! Кто из вас отступит от своей веры, то (пусть знает), что Аллах (вместо него) явит народ, который Он любит и который любит Его» (Коран 5:54).
В истории ислама было немало прецедентов, когда этнические мусульмане пренебрегали своими обязанностями по отношению к Всевышнему, и тогда Он брал Себе служителей из новообращенных, чтобы поставить их в пример. Так было с арабами, когда правители так называемой династии Омейядов отошли от принципов ислама, узурпировав власть, превратили халифат в монархию. На протяжении последующих веков арабское государство постепенно приходило в упадок как в духовном, так и в других отношениях. Вскоре в эпоху Аббасидов оно совсем перестало играть доминирующую роль в исламском мире и утратило возможность исполнять миссию, возложенную Аллахом. Вместо них спустя некоторое время Всевышний явил другой народ – турок османов – и сделал его источником исламского просвещения на последующие пять столетий. Однако Османское государство, как и его предшественники, со временем растеряло тот потенциал, которым их наделил Бог, выведя их на прямой путь.
Сегодня в России новые мусульмане, найдя для себя в исламе единственный путь к достижению счастья в этой и в будущей жизни, с особым рвением стремятся поделиться этим чувством с другими людьми. В городе Омске одним из самых ярких примеров этому служит деятельность общества «Даават аль-ислами», во главе с его амиром Абу Талибом (Степченко Анатолием Андреевичем). Анатолий родом из традиционно православной семьи. В 1990 году, еще будучи офицером советской армии, принял ислам, взяв себе имя Абу Талиб в честь дяди пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Причиной принятия ислама послужили проповеди его бывшего подчиненного – рядового Мураджона Исмаилова, таджика по национальности. После окончания службы в 1996 году Абу Талиб совершил хадж к святыням ислама в Мекку, а два года спустя в составе делегации духовных лидеров России посетил Иран. Одновременно с Абу Талибом принял ислам и его сын Сергей – ныне Сулейман. Первыми наставниками Сергея были учителя ислама из даргинского поселка «Восточный» в Чуйской области Кыргызстана, жители которого славятся глубокими знаниями в религии и соблюдением традиций. В настоящий момент Сулейман учится на пятом курсе в Исламском Университете в Медине (Саудовская Аравия).
История создания общества «Даават аль-ислами» весьма интересна. Началось все тем, что в конце 1996 года в Омск приехали мусульмане из Пакистана ознакомиться с жизнью местной общины, прочитать лекции по истории и культуре ислама, научить людей основам веры. Инициатива гостей показалась местным жителям настолько эффективной и полезной, что было решено организовать нечто подобное у себя в области. И здесь Абу Талибу помогли его опыт работы с людьми, талант организатора и уважение, которым он пользовался среди общины, поэтому ему сразу же доверили взять на себя основные организаторские функции.
После регистрации главной составляющей частью деятельности общества стали поездки по районам области, посещение мечетей и просвещение мусульман. Акцент был сделан на работу с молодежью, чтобы оградить ее от вредных привычек. Вот уже на протяжении двух лет по просьбе студентов филологического факультета Омского университета проводится цикл лекций, посвященный исламу; периодически проходят встречи с военнослужащими в одной из воинских частей Кировского округа Омска. В результате шесть военнослужащих начали соблюдать мусульманские предписания и воздерживаться от дурного. Также были организованы встречи с заключенными в местах лишения свободы. Во время священного месяца Рамадан и в праздничные дни члены общины проводили коллективные молитвы, совместные ифтары и просветительские вечера. С наступлением теплой погоды «Даават аль-ислами» планирует совершить сорокадневное турне по северным районам Омской области.
Такова небольшая часть истории этой суровой, но в тоже время очень красивой и богатой земли и ее мусульманской общины, – некогда земли Золотой орды, великого и могучего государства, достигшего своего апогея, но отступив от ислама, погрязшего в междоусобицах и как следствие пришедшего в упадок. На смену ему пришла Россия, не менее великая и многострадальная держава. На ее просторах до недавнего времени мирно сосуществовали и созидали представители разных народов и вероисповеданий. Сегодня наше отечество столкнулось с проблемами, во многом схожими с теми, что привели к развалу западного улуса империи, основанной Чингисханом. На этом фоне весьма символично, что в это непростое время – время накала страстей и социальных проблем, разочарований и несбывшихся надежд, именно представители русского, основного государствообразующего народа, встают на путь ислама. И в этом отношении пример Абу Талиба отнюдь не единичен. Есть и другие не менее достойные примеры деятельности мусульманских общин, руководство или костяк которых составляют неэтнические мусульмане, таких как община города Петрозаводска, московское общество «Прямой путь», возглавляемое Али Вячеславом Полосиным, бывшим православным священнослужителем, общество полковника запаса Олега Рубца (Али-хаджи) в Алматы. И это уже не выглядит необычным, напротив, «новые мусульмане» наиболее активны и религиозны, а их численность неуклонно растет. Наблюдая это, нельзя не отметить, что слова Всевышнего «О, верующие! Кто из вас отступит от своей веры, то (пусть знает), что Аллах (вместо него) явит народ, который Он любит и который любит Его» приобрели особую актуальность в современной России.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика