Мечеть в Забайкалье

Забайкалье. Какие ассоциации вызывает у нас это слово? Поистине, в этом чудесном творении Всевышнего соединились южные степи и вечная мерзлота, суровый климат – от минус 50 до плюс 40, и богатейшие минеральные и природные ресурсы. Бескрайняя степь, сопки, тайга, где-то здесь родился великий объединитель нынешней России – Чингисхан, граница с Китаем и Монголией, кочевники-буряты, буддистские дацаны, гураны – местное старожильческое население, вобравшее в себя элементы культуры русской, бурятской, китайской. Прекрасный край, прекрасные люди.

Территория Забайкалья издревле являлась частью Центрально-Азиатского этнического котла – отсюда уходили отряды древних хунну в своих походах на Китай и на запад вплоть до Римской империи, которой наши общие предки нанесли сокрушительное поражение в 4-5 веках, отсюда же шли непобедимые благодаря своей дисциплине войска Чингисхана. Поэтому можно сказать, что в составе единого государства на территории России Забайкалье находится с небольшими перерывами уже около двух тысяч лет. Когда центр этого единого государства переместился на запад, то наследница степных империй – Россия опять же распространила свой суверенитет на ту же территорию, и Забайкалье вошло в нее в XVII веке. Но вплоть до XIX века территория нынешней Читинской области была преимущественно раздольной степью с редкими заводами-каторгами.
В конце XIX- начале XX веков начинается бурное развитие российско-китайских отношений – Чита превращается из заштатного городишка в центр торговли с Китаем и Монголией (в то время еще часть Китая). Именно с этим событием связано другое немаловажное событие в жизни города – появление первой мечети. Возможно, что мусульмане были в Забайкалье и ранее – сей благодатный, но суровый край прочно заслужил репутацию каторги – «нам Шилка и Нерчинск не страшны теперь», и, наверняка, ссылали сюда и участников многочисленных выступлений мусульман – «башкирских восстаний» и «кавказских войн». Но, как бы там ни было, первую мечеть в 1905 году в Чите построили купцы-татары, ведущие торговлю с Китаем. Надо сказать, что купцы-мусульмане, главным образом татары, пользовались доверием среди китайцев, что и позволяло мусульманам Забайкалья успешно развиваться. Среди наших предков существовало понимание того, что именно место поклонения Аллаху – мечеть помогает нам сохраниться как социуму, обществу, а не раствориться, став частью безликой толпы. Именно поэтому в прошлые века, когда мусульмане появлялись в каком-то месте, они строили мечеть, если не было возможности строить мечеть – пусть молитвенный дом. Так и появились мечети не только в Чите, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Минске, Иркутске, Красноярске, и даже далеких Харбине и Токио. Мечети строили на века, для детей и внуков, чтобы дольше служила. Вот и в Чите построили каменную мечеть с гордо возвышающимся минаретом.
История мусульманской общины Читы является неотрывной частью истории города, края и страны. Расцвет города – расцвет мусульманской общины, появление мечети. Братоубийственная гражданская война опять же не оставила в стороне и мусульман. Репрессии 30-х годов – закрытие мечети и арест имама в 1937 году. Открытость 90-х – восстановление мусульманской общины в 1992 году. Ввиду того, что грамотных мусульман в городе не осталось, имамом (наставником) пригласили ныне выпускника Ташкентского Исламского Института имени имама аль-Бухари Сопыева Розумбая. Розумбай-хазрат главную свою задачу увидел не в сборе пожертвований, а в духовном возрождении мусульманской общины. При этом он не ограничился рамками лишь одной мечети, а проводит эту нелегкую работу также и в воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях. Ведется активная работа по профилактике правонарушений, наркомании и алкоголизма. В качестве примера можно привести выдержку из газеты Сибирского военного округа «На боевом посту» от 30.11.2000г. о прошедшем координационном совещании руководителей правоохранительных органов и воинских должностных лиц. «Он напомнил слова Всевышнего о том, что употребление наркотиков, алкоголя, прелюбодеяние, неуважение к родителям, убийство, воровство являются великим грехом. Опьяненным наркотиками человеком руководит сатана. Более 90 процентов преступлений совершаются в нетрезвом виде. Многие семьи страдают и разрушаются. Дети остаются сиротами. Даже друзья после пьянства становятся врагами. Имам-хатыб призвал всех военнослужащих: откажитесь от пьянства, наркомании – чумы ХХ века». Результатом всего стал всевозрастающий авторитет мусульманской общины города и области. И вот уже образована мусульманская община г. Краснокаменска, хотят организовать мусульманские общины жители многих других городов Читинской области, а также соседнего г.Благовещенска. Так медленно, но уверенно идет возрождение исламских духовных ценностей в такой удаленной от столицы России Читинской области.

Ноутбуки от МобиГуру , качество от профессионалов.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика