Информационное
агентство России
0°C
21 ноября, 18:41

Весна в Якутии

art_dev
Весна в Якутии
На планете нет другого места, где амплитуда колебаний температуры достигала бы 100 градусов: зимой морозы до -60, а летом зной, доходящий до +40

Якуты называют себя “саха”, а землю свою — землей “саха”. Богатства недр этой земли, своеобразие ее культуры привлекают сегодня все больше внимания в мире. Здесь добывают алмазы, золото, слюду, руды цветных металлов, уголь, газ и т.д. На долю республики Саха приходится 99% всех алмазов, добываемых в Российской Федерации, поэтому даже полярная зима с морозами, достигающими 50 — 60 градусов не отпугивает иностранных гостей. Ведь полюс холода находится тоже здесь, в городе Верхоянске. На планете нет другого места, где амплитуда колебаний температуры достигала бы 100 градусов: зимой морозы до -60, а летом зной, доходящий до +40.

Территория этой республики очень большая: она занимает чуть ли не сороковую часть всей земной суши. И хотя почти половина территории Саха лежит за полярным кругом, люди здесь стали селиться очень давно. Сюда, воистину на край земли, любопытство и дерзость приводили путешественников из далеких стран. Средневековые китайские летописи содержат сведения о предках нынешних саха. Персидский ученый XIII в. Рашид-ад-дин рассказывает о нем в своем “Сборнике летописей”. Предками народа саха были тюркоязычные кочевники, выходцы из степей Центральной Азии. Они стали расселяться по течению Лены уже с начала X в., а затем вплоть до XVII — XVIII вв. продолжали осваивать огромные северо-восточные территории. Местные жители были искусными скотоводами, рыболовами и охотниками, они очень бережно относились к родной природе и уважали ее таинства. В 30 — 40 гг. XVII в. Российская Империя, расширяя свои владения, присоединила к себе Якутию (Саха). Начавшееся затем освоение природных богатств усилило поток переселенцев сюда из центральных районов страны.

С 60-х гг. XX в. на территории Якутии начали проводиться подземные ядерные взрывы, в результате которых эта красивая и богатая земля покрылась незаживающими язвами. Так, по данным японских ученых, проводивших замеры радиационного фона на территории Якутии, в таких улусах как Вилюйский, Мирнинский, Алданский уровень радиации превышает допустимый предел в 5-6 раз. При завоевании коренных народов, населявших территорию нынешней Саха, самодержавная власть с целью удержания их в повиновении насильно насаждала православие. Но несмотря на то, что нынешние саха носят русские имена и фамилии, душой православие они не восприняли. К тому времени ислам уже являлся религией большинства тюркских народов (до которых дошел исламский призыв), но некоторые из них, в том числе и саха, продолжали исповедовать тенгрианство. Попытки насильственной христианизации саха окончились тем, что христианство приняли лишь около 20% населения, остальные же остались верны тенгрианству. По своей сути эта религия, которая некогда была вероисповеданием всех тюрок, являлась религией единобожия с отдельными элементами шаманизма (“тенгре” в переводе с тюркского — Бог Создатель). Возможно, этим и объясняется то, что тюркские народы не воспринимали христианство, но в то же время с легкостью принимали ислам.В последнее время ислам стал распространяться среди жителей Якутии. Сегодня количество мусульман на территории республики составляет около 6% населения. В основном это татары, башкиры, чеченцы, ингуши, киргизы и дагестанцы, а с середины 90-х годов появились и новообращенные мусульмане. В столичном городе Якутске проживает около 15 тыс. последователей ислама.

С 1995 г. в городе ведется строительство мечети. Также намечается построить мечеть в крупных промышленных центрах Саха (Якутии) — городах Мирный, Алдан и в г. Нерюнгри на юге республики. Все мечети строятся на пожертвования местных мусульман.Что касается неэтнических мусульман, то на сегодняшний день в Якутске их насчитывается около десяти человек — все представители народа саха, за исключением одной русской девушки. По словам одного из новых мусульман Васильева Абдулвалида (Владислава) Владимировича в ближайшее время в Якутске планируется создание общины для неэтнических мусульман. Как пояснил Абдулвалид, выступающий инициатором создания общины, это делается отнюдь не для того чтобы поделить общину на мусульман “новых” и “старых”, а для того чтобы новообращенные получили возможность организованно заниматься призывом к исламу среди местного населения и поддерживать взаимоотношения с мусульманами других регионов России.

Сам Абдулвалид, приняв ислам в 1999 г., в результате проповедей своего друга Евкурова Аслана, ингуша по национальности, уже полтора года учится в колледже “Расул Акрам” в Москве. Первым его наставником и учителем был председатель местной религиозной общины Халим Аушев. Жена Абдулвалида, Вера (ныне Иман), стала мусульманкой через год после мужа, а двое детей мальчик 13-ти и девочка 11-ти лет, по словам родителей, проявляют значительный интерес к исламу. В целом ислам только прокладывает себе дорогу в республике Саха, подобно первому ростку, который после долгой зимы с первыми лучами солнца устремляется навстречу его живительному теплу. И несмотря на то, что зима здесь лютая и холодная, весна бывает на удивление многоцветная и бурная. С ее наступлением приходит радость и благоденствие на землю саха. Природная весна вот-вот наступит. Однако мусульмане республики ждут прихода весны ислама в их прекрасный край.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: