ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ КОМПЛЕКСА ДВОЙНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

1310_ram
Спокойно беседовать с Тариком Рамаданом в одном из уютных кафе его родной Женевы невозможно, не отвлекаясь каждый раз на то, как кто-то, завидев его, с улыбкой на лице воскликнет: “Тарик! Тарик!”. Один молодой парень подошел со словами: “Ты просто молодец. Здорово ты дал этому министру внутренних дел!”
Сразу оговорюсь, что человек, вызывающий это всеобщее восхищение, никакая не поп-звезда, а известный исламский ученый Тарик Рамадан, профессор швейцарских институтов Фрайбурга и Женевы, который уже давно стал кумиром франкоязычной молодежи Запада.
Недавно католический университет Нотр Дам в Индиане (США) назначил Рамадана на должность профессора религии, конфликтологии и миротворчества. По замыслам руководства ВУЗа, швейцарский ученый должен был способствовать “наведению мостов” между Исламом и Западом. Но всего за неделю до отлета в Америку Рамадан узнал, что Департамент внутренней безопасности США аннулировал его визу, как всегда объяснив свой шаг борьбой с терроризмом и сославшись на Патриотический акт. Руководство университета подало запрос в администрацию Буша с просьбой подтвердить, что ученый, которого оно пригласило на работу, действительно представляет угрозу национальной безопасности.

Реформирование западного общества
Постоянные поездки по миру, чтение лекций, участие в различных конференциях, многочисленные публикации снискали Тарику Рамадану славу выразителя мнения мусульманской молодежи.
Детство Тарика прошло в окружении политического ислама. Его дед, Хасан аль-Банна, в 1928 году основал в Египте движение Братья-мусульмане. Его отец, Саид Рамадан, был продолжателем дела аль-Банны. Спасаясь от преследований за свои политические взгляды, отец Тарика эмигрировал из Египта в Женеву, где основал крупный исламский центр.
Оставшись верен семейной традиции, Тарик Рамадан продолжает активно заниматься политикой. Однако он не готовит путч в какой-либо стране. Его цель – реформа западного общества. Подобно его отцу и деду, он выступает за исламские реформы, но в отличие от первых, он хочет, чтобы эти преобразования основывались на принципах демократии и нормах европейского права.
На протяжении нескольких лет он читает еженедельные лекции, в которых говорит о перспективах “европейского” ислама. Записи с лекциями Рамадана разошлись по разным странам Европы тиражом 60 тыс экземпляров.
Тарик Рамадан не разыгрывает из себя жертву, не пропагандирует религиозную нетерпимость; вместо этого он отстаивает исламский образ жизни, чем ломает сложившееся негативное представление о мусульманах. Всегда красноречивый, уверенный в себе, он встречает радушный прием не только в мусульманской общине, но и за ее пределами.
“Самое время для нас, мусульман на Западе, – часто повторяет Рамадан, – освободиться от комплекса двойной неполноценности: как по отношению к Западу, так и Исламскому миру”.

“Мы должны предложить новый путь”
Профессор Тарик Рамадан позиционирует себя в качестве представителя “интеллектуальной революции” в западном исламе.
Его дискурс, обращенный к единоверцам, гласит: “Перестаньте смотреть на себя как на маргинальное меньшинство. Для нас главный вопрос – не интеграция, а участие. Мы должны предложить исламский путь”.
Поэтому неслучайно, что глава внешнеполитического ведомства Франции Николя Саркози, участвовавший в теледебатах по вопросу ношения мусульманского платка в учебных заведениях, выбрал в качестве своего оппонента не заурядного представителя официального ислама, а именно Тарика Рамадана.
- Мои чаяния во многом связаны с Америкой, где проживает большая мусульманская община, – говорит Рамадан.
Его единомышленники не сомневаются, что власти Соединенных Штатов попросту продемонстрировали свою трусость, аннулировав визу Тарику Рамадану. Империя боится Тарика! Администрация Буша в очередной раз подтвердила свой талант играть на руку сторонникам теории заговоров. Многие уже говорят о заговоре “еврейских кругов”.

Без прямого запрета на побивание камнями
Это не первый громкий случай в общественной деятельности Тарика Рамадана. В Женеве ему удалось добиться отмены постановки спектакля “Магомет”, оскорбляющего пророка Мухаммада. Когда его спросили о побивании камнями за совершение прелюбодеяния, он высказался за “мораторий” и “всестороннее обсуждение этого вопроса в рамках ислама”, но не за прямой запрет.
В октябре 2003 года он выступил против войны в Ираке. Критикуя тех политиков, которые проповедуют антисемитизм, Рамадан одновременно заклеймил известных ястребов из числа “еврейских интеллектуалов”, таких как Андре Глюксман, которые, по его мнению, оперируя понятиями прав человека, на самом деле представляют интересы Израиля. Когда его спросили: если это действительно так, почему Глюксман занял позицию боснийских мусульман и чеченцев, Рамадан оказался в замешательстве. Несколько недель “дело Рамадана” – так отдельные издания назвали этот случай – обсуждалось во французских газетах. Сейчас еврейские круги обвиняют его в антисемитизме. Очень возможно, что это заявление стоило Рамадану должности профессора в Америке.
Рамадан, который является одним из немногих мусульманских деятелей, недвусмысленно высказывающихся против антисемитизма, не понимает причин этих обвинений. Неслучайно израильская газета Га’арец опубликовала большое интервью с Тариком Рамаданом, в котором проблеме антисемитизма было уделено центральное место.

За религиозный плюрализм
Запад для Рамадана – не “вражеская земля”, а место, где мусульмане могут свободно жить согласно своей вере и куда “необходимо нести свидетельство”. Он очень компетентно отделил “подлинный ислам” от многочисленных толкований, которые появлялись на протяжении всей мусульманской истории под влиянием всевозможных традиций. Притеснение женщин, недостаток свободы, отсталость арабского мира не имеют ничего общего с универсальным учением ислама, которое не запятнано историей. Этот тезис можно выделить в качестве лейтмотива дискурса Рамадана...
Тарик Рамадан утверждает, что хиджаб – не просто религиозное предписание, но и одна из форм критического восприятия молодыми мусульманками “манер и нравов западного общества”. В то же самое время он уверен, что борьба иранских девушек против принудительного ношения платков доказывает, что давление и насилие недопустимы. Он выступает за религиозный плюрализм и не подает ислам как готовое решение. Неудивительно, что Рамадан осудил людей, похитивших иностранных журналистов в Ираке и требовавших отмену закона, запрещающего ношение платков во французских школах.
По мнению многих западных экспертов Тарику Рамадану, рассматривающему современный западный мир как сферу своей работы, удалось стать неофициальным выразителем позиции так называемого евроислама. И это большая заслуга. Было бы неправильно вычеркивать его из дискуссии о пути мусульман на Западе. Немного найдется таких личностей, как этот “двойной агент” современного ислама, к которому прислушиваются с обеих сторон.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика