Истоки современного нашида

Популярный иордано-палестино-ливанский (шам) танец «дабка»

Популярный иордано-палестино-ливанский (шам) танец «дабка»

Теги:


0
17 Апреля 2006г. (18 Раби аль-авваль)
Современный нашид берет свое начало с тридцатых годов ХХ века и в своем развитии, как и все мусульманское искусство арабских стран, нашид прошел три качественных этапа.Новое направление в песнопении мусульманских стран стало складываться с возникновением в Египте исламского движения. В это время на поприще духовного вокального творчества прославился ряд египетских песенников, таких как Махмуд аль-Маслюб, шейх Юсеф аль-Манилави.



Популярным стало читать на распев лозунг: «Аллах – наше знамя, а Посланник – наш образец…».Однако более мощное развитие духовные песнопения получили в Сирии, где они приобрели особые выразительные художественные формы. Фигурами, символизировавшими собой подъем песнопений на новую высоту, стали ат-Термези и Аль-Фарфур. Помимо этих звезд религиозного вокала заметных творческих успехов добилась еще одна когорта песенников, прославившихся на поприще суфийского пения. За этими великими духовными песенниками подтягивались исполнители Иордании, совершенствовавшиеся вместе с развитием исламского искусства и придавшие ему характерный национальный колорит, гармонично дополняющий глубокий суфийский смысл. Эта особенность появилась благодаря стараниям исполнителей духовных песен из Сирии, среди которых необходимо выделить основателя духовного песнопения Абу Ахмада, его соратника и видного деятеля искусства Мухаммада Гарабиля (Абу Хассама), и ряда их коллег, которые начинали свою деятельность в 1979 году, записывая нашиды в специально оборудованной звукозаписывающей студии.



В том же году они основали художественную группу под названием «Аль-Ярмук». Религиозное песнопение покоряло одной страну за другой, будучи тесно связанным с популярностью исламского движения, которое целиком и полностью принимало эту разновидность искусства. Для деятелей исламского движения характерна забота о судьбе народа. Вместе с тем, это движение не оставляет без внимания вопросы миссионерства, политики и иные проблемы. С усилением исламского движения в арабских странах стало очевидным и то, что его успеху в немалой степени способствует также и вокальное искусство.



Интересно, что в Палестине новые песнопения славились в бóльшей степени, чем сами исполнители нашидов. Подобная картина характерна также для Кувейта, Ливана и ряда других арабских странах, где сами песнопения зачастую имеют бóльшую известность и популярность, чем их исполнители. В это же время начинает распространение и танец «дабка», который вышел на сцену несколько позже, первоначально возникнув у иорданцев, палестинцев и ливанцев. Что же касается мусульманского театра, который набирал популярность в этот же время, то его родоначальником в сороковые годы прошлого века стал устаз Абдель Рахман Банна, основатель театра «Аль-Ихван» (родной брат имама Хасана аль-Банны). Устаз Абдель Рахман поставил несколько поэтических пьес на сцене оперного театра в Египте. Однако эти сценические постановки не получил дальнейшего развития ввиду малого интереса на родине к этому роду искусства.Второй этап начинается с выходом нового поколения музыкальных дисков в странах Персидского залива, Иордании, Ливане, Палестине, Египте и в других. Записи на дисках делались на стихи ряда поэтов исламского движения. Среди таких сборников можно выделить, в частности, следующие: «Ар-Рабита», «Аль-Фаджр», «Салах эд-Дин».Одним из отличий второго этапа является появление значительного числа профессиональных деятелей искусства, которые обогатили духовное песнопение более совершенной формой и глубоким содержанием. На этом этапе получили широкую известность такие популярные в арабском мире художественные коллективы, как «Аль-Ярмук», «Ар-Раваби», «Аль-Бараа», «Ас-Саррадж», «Умм ан-Нур», «Аль-Иатисам», «Аль-Кудс» и другие. Ставший популярным иордано-палестино-ливанский (шам) танец «дабка» стал отличительное особенностью этого этапа.



Что касается мусульманского театра, то он получил свое второе рождение в Египте. В его становлении большую роль сыграла молодежь университетов из числа активистов исламского движения. В Каирском университете на инженерном факультете группа студентов организовала великолепную театральную художественную постановку. Они предложили зрителям заимствованные драматические сюжеты, самый известный из которых принадлежит поэту Фаруку Джувейду, воплотившийся в пьесе «Кровь на покрывалах Каабы».



Театральное искусство получило также определенное развитие в Иордании и Ливане, где выделялась своими постановками театральная труппа под названием «Нур ас-Султан», члены которой демонстрировали высокое мастерство художественного исполнения. В целом, однако, исламский театр до сих пор не занял свое достойное место в мусульманском искусстве по причине небольшого интереса общественности к театру. Но в отличие от театрального искусства, мусульманское песнопение в арабских странах получило значительно большее развитие. Третий этап отличался от других этапов развития исламского искусства своей качественной динамикой. Именно в этот период в мусульманском искусстве произошла определенная революция, важнейшей особенностью которой стало включение музыки, – хотя и в ограниченной форме, – в духовное песнопение.



Самыми выдающимися звездами третьего этапа стали Муса Мустафа и Имад Рами. Пользовались популярностью коллективы, приближенные к ливанской партии Хезболла. Заметное место занимают записи иорданского исполнителя Майса Шильша, а также ряда новых исполнителей Египта, Иордании, Сирии и Ливана, таких как группа «Аль-Ваад», Абу Зарра, Мухаммад Арафи, Исам Сафи и другие. В это время вновь приобретает значение видеоклип. Первые видеоклипы были сняты в Ливане на песнопения Басима аль-Джариа и Мухаммада Язера аль-Варды. К первому профессиональному видеоклипу можно отнести видео, снятое к нашиду «Аль-Муаллим» («Учитель»), автором которой является Сами Юсеф, а также видеоклипы к нашидам Имада Рами и детским песням «Санан». Все они демонстрировались по телеканалу «Аль-Маджид».



В странах Персидского залива нашид получил распространение лишь на втором и третьем этапе. Однако он не претерпел значительных изменений, и в подавляющем большинстве случаев нашид лишен ритма, такта и музыкального сопровождения. Вместе с тем стало более заметно возросшее профессиональное качество. Среди исполнителей выделяются Абу Абдель Малик, Абу Махнед, Тарик Джабер и Абу Масааб.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика