АЗИАТСКИЙ ДНЕВНИК

Индия-Израиль: союз против Ислама

Недавний визит в Израиль министра внутренних дел Индии Л.К. Адвани стал самым высоким по уровню контактом между двумя странами с момента установления дипломатических отношений в 1992 году. Во время визита обсуждались про-блемы израильско-индийского сотрудничества в борьбе с «терроризмом» и укреплении границ. Достигнута договоренность о том, что израильские инструкторы будут обучать индийские силы безопасности, борющиеся с мусульманскими повстанцами в Кашмире.
Л.К. Адвани известен в Индии как лидер экстремистского крыла индуистской шовинистической Бхаратия Джаната Парти (БДП), пришедшей к власти в 1998 году на волне антиисламской истерии. Эта партия и близкие ей по духу организа-ции несут ответственность за варварское разрушение мечети Бабура в Айодхье в 1992 году и последовавшие за ним межоб-щинные столкновения, в которых погибли тысячи мусульман. Как известно, в 1998 году эти фанатики обзавелись ядерным оружием. Тем не менее Запад почему-то не кричит об «индуистском фундаментализме». Возможно, потому, что нынешние индийские правители прекрасно усвоили простое правило: достаточно объявить себя борцами с «исламским терроризмом» и сбрататься с Израилем, чтобы получить от «цивилизованного мира» индульгенцию за любые преступления.

Забытая трагедия мусульман Бирмы
Согласно докладу организации «Международная Амнистия» о положении с правами человека в Бирме, военный режим этой страны продолжает репрессии против мусульманского меньшинства. Многие мусульмане подвергаются немотивиро-ванным арестам и пыткам. Кроме того, банды экстремистов совершают нападения на мусульман при попустительстве вла-стей.
В Бирме насчитывается более двух миллионов мусульман, они составляют около 4 процентов населения этой преиму-щественно буддийской страны. Большинство бирманских мусульман – потомки индийцев, иммигрировавших в страну в XIX – начале ХХ веков. Имеются также небольшие группы мусульман китайского и малайского происхождения. Мусульмане рас-селены практически по свей территории Бирмы, территория их компактного проживания – область Аракан на западе страны, у границы с Бангладеш.
Во время английского колониального господства и в первые полтора десятилетия после провозглашения независимо-сти Бирмы, состоявшегося в 1948 году, отношение к мусульманам было достаточно терпимым. Мусульманская община была относительно зажиточной, ее представители занимали высокие государственные посты, включая министерские. Однако при военном режиме, пришедшем к власти в 1962 году и взявшем курс на построение «буддийского социализма», мусульмане были вытеснены из органов власти, их печатные издания закрыты, а позиции в экономике значительно ослаблены.
Новый военный режим, захвативший власть осенью 1988 года, для укрепления своего положения сделал ставку на на-ционализм и религиозную нетерпимость. В начале 1992 года мусульмане Аракана пережили катастрофу, сравнимую с той, которая семь лет спустя произошла в Косово: более 250 тысяч человек были изгнаны в Бангладеш. Правда, столкнувшись с международным осуждением и в то же время остро нуждаясь в иностранной экономической помощи, военный режим впо-следствии разрешил большинству изгнанников вернуться в свои дома. Однако положение бирманских мусульман по-прежнему остается тяжелым.

Мусульмане Шри-Ланки между индуистским терроризмом и буддийским фундаментализмом
2000 год принес новое обострение продожающегося уже 17 лет кровавого конфликта между двумя основными этно-конфессиональными группами населения Шри-Ланки – сингалами, исповедующими буддизм, и тамилами – приверженцами индуизма (они составляют соответственно около 70 и 15 процентов населения острова). Тамилы борются за создание незави-симого государства «Тамил Илам» в районах своего компактного проживания на севере и востоке острова, сингалы – за со-хранение и укрепление своего господствующего положения. Мировые СМИ достаточно широко освещают этот конфликт, однако практически всегда «за кадром» остается судьба мусульманской общины острова, оказавшейся фактически между двух огней.
Мусульмане составляют около 8 процентов 18-миллионного населения Шри-Ланки. Большинство из них принадлежит к этносу так называемых ланкийских мавров – потомков от смешанных браков мусульман-иммигрантов с Ближнего Востока с сингалками и тамилками (первые мусульманские купцы появились на Шри-Ланке еще в VIII веке). Ислам также исповедуют малайцы, завезенные на остров голландскими колонизаторами в XVII веке, и небольшая часть тамилов. Мусульмане живут в основном в городах, их традиционное занятие – торговля.
Для обеих сторон идущего на Шри-Ланке конфликта характерна крайняя нетерпимость к «инородцам» и «иноверцам». Особую ненависть к мусульманам питают тамильские экстремисты из террористической организации «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ). Возможно, в этом проявляется влияние их единомышленников – индуистских фундаменталистов – из соседней Индии. «Тамильские тигры» регулярно проводят акции устрашения, чтобы вынудить мусульман покинуть земли, на которых планируется создать тамильское государство. Самой кровавой из таких акций стала бойня, устроенная в августе 1990 года в одной из деревень на северо-востоке острова – тогда было убито более 140 мусульман, молившихся в мечети.
С другой стороны, правительственная армия, в которой сильны позиции сингальских ультранационалистов и буддий-ских фундаменталистов, борется с тамильским терроризмом при помощи ковровых бомбардировок, «зачисток» и прочих хо-рошо известных методов. Под бомбами и снарядами гибнут не столько боевики ТОТИ, сколько мирные жители, в том числе мусульмане. Сингальские экстремисты мечтают о Шри-Ланке, «свободной» от всех несингалов и небуддистов. Поэтому по-ложение ланкийских мусульман напоминает положение русских крестьян во время Гражданской войны: белые грабят, крас-ные грабят...

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика