КСЕНОФОБИЯ

Взрыв, прогремевший в Москве 8 августа, стал детонатором другого взрыва, потенциально гораздо более разрушительного – очередного взрыва ненависти к определенному народу, а вернее, более чем к сотне разных народов, объединенных емким термином «лица кавказской национальности». Опрос общественного мнения, проведенный телекомпанией ТВ-6 в Петербурге 9 августа, на следующий день после взрыва, принес поистине чудовищный результат: 95 процентов опрошенных считали, что единственно возможным путем решения чеченской проблемы является полное уничтожение чеченского народа! Даже если сделать поправку на шок после демонстрации на телеэкране обгоревших и изуродованных тел мирных граждан, господство подобных настроений в обществе не может не наводить на весьма тревожные размышления. И это Петербург – культурная столица России...


Ксенофобия (от греческих слов «ксенос» – чужой и «фобос» – страх) – явление чрезвычайно многоплановое. Это может быть ненависть и к людям другой национальности, и к последователям другой религии, и даже к болельщикам другой футбольной команды. В большинстве стран современного мира ксенофобия острее всего проявляется во взаимоотношениях между коренным населением и иммигрантами. Особую ненависть вызывают этноконфессиональные меньшинства, занимающиеся торгово-предпринимательской деятельностью и, соответственно, выделяющиеся своим богатством (евреи в Европе и Америке, армяне на Ближнем Востоке, китайцы в Юго-Восточной Азии, индийцы в Восточной Африке и так далее). Другая излюбленная мишень ксенофобов – выходцы из экономически и культурно более отсталых регионов, заметно отличающиеся от основного населения в расовом отношении (арабы во Франции, турки в Германии, негры в США). Среди этих групп традиционно высока рождаемость, и многие опасаются, что со временем из меньшинства они могут превратиться в большинство. Кавказцы в Центральной России попадают в обе эти категории: с одной стороны, по убеждению обывателей, они «все скупили», с другой – быстрый рост их численности многих пугает, особенно на фоне демографической катастрофы среди русских.

Государственная власть и СМИ, если они действительно озабочены сохранением целостности страны, должны проводить последовательную и продуманную политику для того, чтобы смягчить напряженность вокруг «кавказского вопроса» в России. Вместо этого мы видим, что СМИ культивируют в общественном сознании не терпимость, а совсем другие настроения. Мало ли в России ученых, деятелей культуры, других всеми уважаемых людей кавказского и мусульманского происхождения? Когда СМИ рассказывают о таких людях, они почему-то не акцентируют внимание на их национальной и конфессиональной принадлежности. Зато когда речь заходит о бандитах, террористах, наркоторговцах и прочей подобной публике, их национальность (если она кавказская) указывается обязательно.
Поскольку у нас любят во всем подражать просвещенному Западу, посмотрим, как решаются аналогичные проблемы там. Возьмем для примера негритянский вопрос в США. Не дай Бог белому американцу назвать своего чернокожего соотечественника негром – называть их можно только афро-американцами, и никак иначе. Для «цветного» населения существуют квоты при поступлении в высшие учебные заведения. В последние два-три десятилетия все американские президенты следят за тем, чтобы в правительстве обязательно был хотя бы один чернокожий. Сказанное вовсе не следует воспринимать как рекламу «американского образа жизни» – на бытовом уровне расизма там вполне достаточно. Просто практичные американцы рассчитали, что гораздо дешевле тратиться на социальные программы для «цветного» населения, чем «наводить конституционный порядок» и «зачищать» Гарлем и прочие черные гетто.
В сегодняшней России под запретом находится лишь одна из множества форм ксенофобии – антисемитизм, уровень которого, кстати, ничтожен по сравнению с уровнем кавказофобии и прочих «фобий». Зато во всем остальном – полная свобода! Можно транслировать по радио и телевидению расистско-идиотскую песенку «Убили негра», можно избивать африканских студентов при попустительстве милиции, можно охотиться на китайцев, вьетнамцев и вообще на всех, чьи физиономии спьяну покажутся тому или иному борцу за национальную идею недостаточно славянскими...

Широко распространено заблуждение, что нынешняя волна ксенофобии в России вызвана социально-экономическим неблагополучием. На самом деле прямой связи между национальной и религиозной терпимостью в обществе и его материальным благосостоянием не существует. Наглядный пример этого – прошлогодняя победа ксенофобской Партии Свободы на выборах в процветающей Австрии и рост антииммигрантских настроений в других, столь же благополучных странах Европы. Ксенофобия – это признак не экономического, а духовного кризиса общества, признак отсутствия объединяющей созидательной идеи. Если общество не способно объединиться за что-то, ему ничего не остается, как объединяться против чего-то или кого-то.
Терпимость – это не то, что дается человеку от рождения, ее нужно сознательно культивировать. Биологическое, животное начало в человеке предопределяет инстинктивное недоверие и неприязнь к людям иного физического облика. Не так-то просто увидеть в человеке с другим цветом кожи, другими чертами лица, другим психоэмоциональным складом прежде всего человека, а уже потом – негра, белого, кавказца, азиата...
Что может спасти общество от хаоса, что может привить людям терпимость к своим ближним? Религия! Разумеется, не та религия, которая является всего лишь признаком этнической идентичности – такая, с позволения сказать, религия может только подлить масла в огонь межэтнических конфликтов. Спасением может быть лишь такая религия, в которой все люди равны перед Единым Богом, в которой все верующие – братья. Имя этой религии – Ислам.





Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика