Многоконфессиональная Европа

Вопросу распространения ислама в Европе была посвящена встреча экспертов, журналистов, представителей религиозных и общественных организаций Франции и Германии, состоявшаяся в декабре 2000 г. в Лионе. Ее участники констатировали, что ислам уже давно прочно вошел в жизнь многих европейских стран, а мусульмане составляют заметную часть их населения. Следовательно, срочно необходим диалог между представителями мусульманской и христианской конфессий, дабы ускорить интеграцию мусульман в европейское общество.


Выступивший на встрече священник Ханс Фекинг, известный своими исследованиями по проблемам ислама в Европе, отметил: “Германия стала многоконфессиональным государством”. По его словам, в течение последних восьми лет активизировалось строительство мечетей, а мусульмане потребовали таких же прав, как и христианские религиозные общины, выдвинув лозунг: “Мы хотим, чтобы с нами обращались как с мусульманами, а не как с иностранцами”. По словам Фекинга, начиная с 80-х годов в Германии шел интенсивный процесс покупки недвижимости мусульманами, приведшей даже к созданию особых мусульманских районов. Что, естественно, побуждает европейцев к проведению с ними конструктивного диалога.
В этой связи Фекинг заметил, что как в Германии, так и почти во всей Европе ислам вызывает “смутные опасения”. Диалог, к которому, по его словам, готово христианское духовенство, должен привести к исчезновению таких страхов и опасений. Фекинг убежден, что постепенно наряду с уже существующими течениями образуется и “европейский ислам”.
Подобные настроения существуют и во Франции. Ежедневная католическая “Ля Круа” выступила на днях со статьей, в которой говорилось, что “Франции пора признать определенное место исламской религии в обществе”. Министерство внутренних дел Франции, со своей стороны, выразило готовность устранять любые проявления дискриминации по отношению к мусульманам, решительно бороться с расизмом и ксенофобией. Глава министерства Жан-Пьер Шевенман, присутствовавший на встрече в Лионе, предложил образовать Национальный центр исламских исследований. Между тем, в мэрии Страсбурга уже обсуждается не только план строительства в городе большой мечети, но и вопрос о создании факультета ислама в местном университете.
Однако участники встречи не исключают, что диалог между представителями конфессий, скорее всего, будет нелегким. Он осложняется трагическими страницами истории, колониальным прошлым, а также отсутствием партнеров, которые могли бы говорить от лица всех мусульман той или иной страны.
Первоначально для европейцев остро стоял вопрос и о том, готовы ли мусульмане Европы интегрироваться в современное общество и принять существующее строгое отделение церкви от государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Факты, однако, говорят, что эта проблема хотя и существует как таковая, но в процессе развития общественных отношений начинает постепенно решаться. Например, в Великобритании в начале 90-х гг. выпускники общеобразовательных религиозных школ, не имеющих лицензии, не могли на основе выданного им документа продолжить обучение в ВУЗах. Однако в 1995 году известному в прошлом музыканту Кэту Стивенсу (ныне Юсуфу Исламу) удалось добиться лицензии для возглавляемой им мусульманской школы. Подобные тенденции происходят и в других европейских странах. Во Франции проявление дискриминации выражается в запрете французских властей на ношение мусульманских одежд в пределах государственных школ. Но когда недавно руководство одной из французских школ не разрешило нескольким девочкам-мусульманкам появиться в школе в платках, ссылаясь на светский характер системы образования, заволновалась едва ли не все мусульманское население Франции. После этого инцидента правительство, вынужденное считаться с многочисленной мусульманской общиной, пообещало решить этот вопрос.
Примечательно, что в пятнадцати странах Европейского Союза в настоящее время по данным ЮНЕСКО проживает до 25 миллионов мусульман. Так, в Германии их насчитывается около 4 миллионов. Большей частью это выходцы из Турции. Во Франции число последователей ислама составляет от 6 до 7 миллионов, в основном это иммигранты из Алжира, Марокко, Туниса или из Западной Африки.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика