Будущее в просвещении

Соборная московская мечеть 1975 год
Новое поколение просвещенных мусульман является источником возрождения традиционных исламских ценностей в Российской федерацииНачало перестройки и демократизации общественной жизни привели к взрыву религиозного сознания и возрождению всех представленных в СССР конфессий. При этом воинствующий атеизм, в условиях которого сформировались несколько поколений советских людей, оставил глубокий отпечаток на их сознании и мировоззрении. В результате чего мы наблюдаем сложный процесс становления нового общества.



СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДЕ



В недавнем прошлом советская идеологическая машина прилагала массу усилий к тому, чтобы показать и доказать общественности и самим себе, насколько удалось оторвать население СССР от веры в Бога. Во многом коммунисты добились своего: полностью было ликвидировано религиозное образование, связанные с ним инфраструктура и кадры. Например, оставшееся единственное в Союзе мусульманское учебное заведение “Мир Араб” в Бухаре находилось под жестким контролем соответствующих структур, и являлось кузницей кадров, обязанных служить в первую очередь партии, а только затем Господу. Естественно ни о каком должном исламском просвещении в таких условиях речи идти не могло. Понятие “служители культа”, используемое в советское время, как нельзя точно отражало сущность религиозных деятелей той эпохи, занимавшихся лишь культом и обрядами в стенах храмов и на дому. Но даже этих кадров было недостаточно, поэтому верующие обходились собственными силами. Так, мусульмане для совершения ритуалов, таких как бракосочетание, имянаречение, похоронный обряд и т.д., приглашали мулл-самоучек, знавших на память несколько молитв и бравших мзду за свои незамысловатые услуги. Существующее общественное положение зачастую устраивало “внештатных” мулл, и они вместе со своими “штатными” коллегами вскоре превратились в некое сословие традиционалистов, которое сегодня принято называть “сторонниками традиционного ислама”. Для большинства представителей этого сословия характерны застывшие формы религиозного мышления: они понимают ислам как определенную совокупность символов, не придают должного значения исламскому просвещению. Выразителями их интересов является “старая гвардия” духовенства*.



Другим социальным слоем мусульман России является молодежь, лишь поверхностно знакомая с исламом и недостаточно четко осмыслившая такие свойственные для мусульманского общества явления, как возвращение к первозданной чистоте ислама, применение шариата на практике в сегодняшних российских условиях и т.д. Радикальная молодежь после непродолжительного обучения едва освоившая азы арабской грамоты, не говоря уже о фундаментальных науках, стала противопоставлять себя аксакалам, выискивать у них ошибки, осуждать их образ жизни, активно привлекая к этому своих сверстников. Старшее поколение восприняло в штыки новоявленных учителей, посчитав их поведение неуважением к себе, своим обычаям и традициям. Многие недоучившиеся студенты и их единомышленники (максималисты в силу своего недопонимания ислама и отсутствия опыта) составили социальную базу для политиков, лихо оперирующих высокими исламскими лозунгами, но далеких от ислама и его ценностей, но главное они стали настоящим подарком для тех, кто стремился опорочить ислам и его последователей и противопоставить российских мусульман остальному обществу. Не последнюю роль в развитии крайних взглядов сыграли жизненные невзгоды последних десяти лет, тотальная безработица среди молодежи, отсутствие внятной социальной политики, коррумпированность и бездушие семейных кланов, стоящих у власти в некоторых мусульманских республиках. СМИ бросились наклеивать этой категории сторонников чистого ислама ярлыки “фундаменталистов”, “радикалов”, “ваххабитов”, “экстремистов”, а в последнее время в лексикон журналистов вошел новый термин: “братья-мусульмане”!… Для этой части мусульман наряду с инициативностью характерны недостаточность знаний, буквальное восприятие религиозных текстов, отсутствие гибкости.



Еще одним слоем является весьма малочисленная, но социально активная часть мусульманства, занимающаяся под флагом “исламской политики” решением собственных проблем. Хотя политика в понимании мусульманина – это одна из форм поклонения Всевышнему, заключающаяся в призыве к добру и предостережении от зла и несправедливости. Эти люди, выступая по их словам в интересах 20 миллионов мусульман, в первую очередь ищут выгоду для себя и своего круга. Всегда “держа нос по ветру”, они, тем не менее, время от времени могут занимать определенную позицию по конкретным вопросам, в известной степени совпадающую с чаяниями всей мусульманской общины, если, конечно, эта позиция не сильно расходится с интересами высокопоставленного чиновничества. Но основным приоритетом для них всегда остается удовлетворение собственных амбиций и карьерный рост. При этом такие “малозначительные” вопросы, как просвещение и воспитание широких масс мусульманского населения не представляют для них никакой значимости.



Четвертый социальный слой в российской мусульманской среде находится на начальном этапе своего формирования. Он представляет собой высокообразованную, как в религиозном, так и в светском отношении часть мусульманства. Это люди, не просто составляющие интеллектуальную элиту нашего общества, каковых в России не так уж и мало, но в дополнение к этому они являются неравнодушными к судьбам ислама, своего народа и своего будущего, обладают высокими морально-нравственными качествами. Условно их можно назвать мусульманской интеллигенцией, хотя это название не будет в полной мере отражать сущности этого сословия, так как на самом деле таковыми являлись настоящие мусульманские ученые, мыслители и общественные деятели, сформировавшиеся еще в докоммунистическое время, например, такие как Ризаэддин Фахреддин, Галимджан Баруди или Шигабуддин Марджани. (Марджани был первым из мусульманских деятелей, принятым действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете). Поэтому в данном контексте под понятием “мусульманская интеллигенция” будут подразумеваться не только деятели науки и культуры, педагоги, врачи, юристы, журналисты и т.д., но и мусульманские улемы.



Все перечисленные социальные категории весьма условны, поскольку каждой из них могут быть присущи характерные черты других.





ПЕРЕЛОМ В СОЗНАНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН





Две чеченские военные кампании показали, что способы решения международных и межконфессиональных противоречий при помощи насилия невыгодны российским гражданам как православным, так и мусульманам, за исключением ряда влиятельных, но нечистоплотных людей. Обильные дивиденды из этих войн извлекли те, кто привык все измерять в деньгах, не беспокоится о целостности России, являясь недоброжелателями ислама и православия. Тысячи убитых и раненых, десятки тысяч беженцев, миллионы долларов, списанных из скудного государственного бюджета на “антитеррористические операции” и на “восстановление разрушенного” – вот лишь малая цена военных действий. Несравненно больший вред имеют последствия подрыва единства российского народа, взаимное недоверие двух наиболее многочисленных его представителей – православных и мусульман. Эта мина замедленного действия, которую необходимо обезвредить как можно скорее. К сожалению, средства массовой информации лишь усугубляют проблему, называя мусульман различными терминами, взятыми на вооружение колонизаторами прошлого и агрессорами настоящего по отношению к освободительным движениям народов Африки и Ближнего Востока, где всякая попытка мусульман освободиться из-под гнета выдавалась и выдается за проявление исламского экстремизма и террора.



Сегодня среди мусульман формируются совершенно новые взгляды в вопросе религиозного возрождения. Опыт мусульманских общин Европы и Северной Америки, развитие мусульманского образования, быстрое распространение ислама на Западе показывает, что на первый план выходит мусульманская элита, в которую входят интеллектуалы – знатоки мусульманского права, арабского языка, других дисциплин, светская интеллигенция и выпускники – именно выпускники – а не студенты-недоучки исламских университетов. Эти люди придают больше значения сути, нежели форме; им присущи широта взглядов, исламская толерантность, глубокое понимание Корана и Сунны, позволяющее открыть двери в иджтихад по вопросам, встающим перед обществом. Современные средства коммуникации дают возможность представителям новой мусульманской элиты быть неотрывными от очагов исламской науки и культуры. Они способны вести конструктивный диалог с властью, выступать в роли ее партнера, формировать сознание своих последователей, отстаивать их права конституционными методами. В ряды мусульманской интеллигенции сложно проникнуть силам, носящим экстремистский характер. В России этот социальный слой находится лишь в начале своего становления, однако наметившаяся тенденция под влиянием объективных факторов, скорее всего, будет продолжаться. Существует достаточно препятствий на этом пути, и в первую очередь отсутствие кадров, недостаток опыта, сохраняющиеся традиции “советского ислама” и части “духовенства”, а также горячие головы среди малообразованной мусульманской молодежи. Другим немаловажным фактором перелома в сознании мусульман является осознание новым поколением необходимости достижения мусульманской консолидации на основах общемусульманских ценностей и интересов с одной стороны, и реализации принципа свободной конкуренции между мусульманскими объединениями в путях и методах деятельности – с другой. Свободная конкуренция между исламскими организациями при совместной координации действий, возможность их объединения при необходимости на коалиционной основе будут служить гарантией от всякого рода злоупотреблений со стороны мусульманских функционеров, а также покончат с местничеством, при котором целые области и регионы сегодня воспринимаются главами духовных управлений в качестве своих вотчинных земель.



РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ



Мир вступил в эпоху развитых технологий, основной, если не единственной базой которой является уровень образованности народа. Этому, по всей вероятности, нет альтернативы. Следовательно, можно предположить, что все вышеперечисленные функции и задачи по силам решить лишь людям авторитетным, опытным, занимающим достаточно высокое социальное положение, с широкими интеллектуальными возможностями, компетентным в вопросах шариата. Судьба ислама связана с образованием хотя бы потому, что с образованием связаны интересы большого числа мусульман, как полноценных членов российского общества, принимающих участие в общественной деятельности, политике и экономике, а не чужеродных элементов, каковыми их стараются представить масс-медиа.



Мусульманская интеллигенция должна и способна избавить ислам от того априорно агрессивного восприятия, которое сформировалось в российском обществе с подачи широкомасштабной антиисламской пропаганды. В этом, а не в ведении локальных войн, заключается сегодня предписанный мусульманам джихад на пути Аллаха. Полем для активности мусульман должны стать не горы Кавказа, а правовое пространство, ибо сегодня в Конституции Российской Федерации на первое место поставлены права человека, права личности, которые необходимо научиться эффективно защищать. Ведь права личности неотрывны от коллективных прав всех мусульман, а нынче коллективные права последователей ислама в Конституции РФ никак не отражены. Именно интеллигенция должна встать на защиту прав и свобод гражданина любой национальности и вероисповедания, отстаивать принцип равноправия основных конфессий независимо от политического статуса их последователей. Важная задача интеллигенции – формирование человека как личности, его взглядов и гражданской позиции. Интеллигент – это тот, кто не только может обсуждать чужие мысли, но и выражать свои. Орудием этого выражения являются современные средства массовой информации и публицистика. Поэтому одна из задач мусульманской интеллигенции – это выпуск периодических изданий, книг, создание образовательных и информационных программ на радио и телевидении, участие в дискуссиях, семинарах и конференциях.



Важная роль мусульманской интеллигенции отводится в создании общественных и политических движений, посредством которых российские граждане мусульманского вероисповедания смогли бы реализовывать и защищать свои гражданские права, и в частности, конституционное право участвовать в государственном строительстве.



И наконец, главной задачей интеллигенции и улемов является развитие мусульманской науки с учетом условий, существующих сегодня в России. Известно, что некоторые приехавшие из-за границы религиозные деятели и проповедники не смогли грамотно оценить ситуацию, целиком понять и прочувствовать российские реалии, что, к сожалению, привело к негативным последствиям, на фоне общего положительного вклада иностранных мусульман в дело исламского просвещения на территории бывшего СССР.



Резюмируя можно сделать вывод, что в сегодняшних условиях российской действительности просвещенной мусульманской элите отводится едва ли не главная роль на пути исламского возрождения. С другой стороны, зарождающаяся мусульманская интеллигенция России, наряду с гражданским обществом должна стать партнером власти в деле достижения межнационального и межконфессионального согласия в стране, если, конечно, власть не будет рассматривать ее в качестве радикальной исламской группировки!

Автор: Ринат Незаметдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика