СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ

После распада Золотой Орды на несколько независимых ханств и подчинения их руководимому импортированной из Византии идей “третьего Рима” Московскому ханству система исламского образования была сильно подорвана.



Первым удар приняло на себя Казанское ханство. Сразу же после захвата его войсками Ивана Грозного и подавления многолетнего партизанского движения в крае началась компания по крещению "инородцев". Имевшая многовековую традицию система исламского образования Казанского ханства была частично уничтожена вместе с ее носителями, а частично загнана в глухие леса и приуральские степи. Аналогичная судьба постигла и другие ханства, включая даже Касимовское, чьи ханы были верными союзниками и номинальными правителями московских сепаратистов. Система исламского образования, имевшая во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства основную свою опору в городах (недаром Волжскую Булгарию называли "страной городов"), переместилась в села. Основной причиной этого был запрет мусульманам проживать в городах и вдоль крупных рек. Но система исламского образования на этих землях продолжала существовать. Будучи изгнанной из городов, подвергаясь гонениям со стороны новоявленных крестоносцев, оказавшись обезглавленной, она продолжала жить – в каждом ауле, в любом месте компактного проживания хотя бы нескольких мусульманских семей: если были мечети, то при мечети, если мечетей не было, то самые грамотные мусульмане общины обучали детей и взрослых на дому. Для предохранения от агрессивной внешней среды татарский народ вырастил скорлупу замкнутых этноконфессиональных общин и заперся в ней. Значительную роль в формировании этой замкнутой системы религиозного образования сыграл ишанизм, чрезвычайно распространенный в это время среди татар и башкир. Высшее же образование мусульмане того времени получали за границей – в основном в Бухаре, с которой были связаны давними узами духовного родства. Наряду с этим продолжались неоднократные попытки восстановить свою государственность – именно так оценивали татарские мыслители XIX – начала XX веков (Г.Исхаки, Н.Думави и др.) многочисленные мусульманские восстания, цепь которых завершилась в 1773-1775 годах восстанием Салавата Юлаева.
Именно после поражения восстания Юлаева начался новый этап развития исламского образования в России. Послабления для мусульман, "дарованные" Екатериной II, были куплены ценой крови тысяч участников восстаний под руководством Карасакала, Батыпши, Юлаева и др. В числе прочих свобод, которых добились последователи ислама, было и право организовывать мусульманские учебные заведения, "чтобы ахунов не выписывать из Бухарии...". Несмотря на существовавшие ограничения для организации этих учебных заведений, право на их создание было важным завоеванием мусульман России. Именно благодаря этим учебным заведениям мусульманские ученые немусульманской страны приобрели такой вес среди мусульман всего мира. Хотя, конечно, были и многочисленные ограничения на развитие мусульманского образования в царской России, что вызвало активное выступление мусульман на стороне большевиков.

Так продолжалось вплоть до того времени, когда победившие большевики решили уничтожить своих недавних союзников. В 1930-е годы множество образованных мусульман было репрессировано, почти все медресе и абсолютное большинство мечетей закрыты. Воинствующий атеизм большевиков оказался для приверженцев ислама не менее суровым испытанием, нежели чем насильственное крещение времен Ивана Грозного и Петра I. Хотя и в это время находились мусульмане, отваживавшиеся обучать людей исламским наукам.

Хвала Всевышнему Аллаху, воинствующий атеизм прекратил свое существование – все больше и больше людей возвращаются к религии. Но наблюдающаяся сегодня в России постепенная "ползущая" исламизация общества тем более нуждается в функционировании отлаженной системы исламского образования. Именно системы, потому что отрывочные знания даже при их огромном количестве не способны сформировать целостную систему мировоззрения, что и порождает всевозможные перекосы, результаты которых мы, к сожалению, сейчас видим. И здесь тем более ценен опыт тех ростков системного мусульманского образования, которые уже есть в нашей стране, и которые базируются как на вековых традициях наших мусульман, так и на лучших образцах зарубежного опыта.

Пожалуй, наилучшая ситуация в формировании исламской системы образования наблюдается сейчас в Татарстане.

- В начале 1990-х годов некоторые мусульманские лидеры Татарстана поняли, что восстановление мусульманских традиций должно опираться на образование, – говорит проректор Российского Исламского университета Сулейман-хазрат Зарипов. – И сразу же по Татарстану открылись несколько медресе: имени 1000-летия принятия Ислама, "Мухаммадия" в Казани, "Юлдуз" в Набережных Челнах, а также медресе в Нурлате, Чистополе, Буинске. При большинстве мечетей Татарстана стали функционировать воскресные курсы. Но на повестке оставался вопрос о высшем профессиональном религиозном обучении. И, наконец, в 1998 году был открыт Российский Исламский университет. Буквально за 3 месяца были решены все регистрационные вопросы, в августе Университет был зарегистрирован, а с сентября начал свою работу. Первым был создан шариатский факультет, на который поступило 22 студента.

В момент создания РИУ мы не имели методических пособий, не говоря уже о книгах, и достойной программы обучения, но в последующие 3-4 месяца специалистами нашего ВУЗа с привлечением специалистов из Аль-Азхара и других университетов была создана предварительная программа, которая должна была дорабатываться и пополняться. Следующим факультетом стал факультет Корана, где изучались коранические науки.

В начале 1990-х годов молодежь начала выезжать в мусульманские страны для получения образования. В основном это была молодежь, которая не получила должного религиозного образования в своей стране. После обучения в течение нескольких лет за рубежом у них появились ориентиры, которые не отражают нашей действительности. Некоторые канонические вопросы, разрешенные нашими татарскими учеными, и адаптированные к местности, им были не знакомы. В свою очередь, они с большой искренностью пытались донести истину, как они ее понимали, своему народу. Целью создания университета было воспитание плеяды образованных мусульманских деятелей, которые бы могли работать в современных условиях, опираясь на огромный положительный опыт наших предков.

В последнее время встал вопрос о построении единой системы исламского образования. Важным шагом на этом пути стал проект ДУМ РТ по созданию программы всеобщего мусульманского образования, в рамках которой была предложена трехуровневая система:

1) курсы при мечетях;

2) специальные медресе с 2-5 годичным сроком образования;

3) университет.

В 2002 году состоялся первый выпуск студентов РИУ. Также было организовано подготовительное отделение для студентов, не имеющих за своими плечами медресе...

Побывав в стенах этого учебного заведения, автор этих строк увидел, что университете царит действительно исламская атмосфера – после азана все студенты и преподаватели спускаются в мечеть, находящуюся при входе в здание Университета, для совершения намаза. На молитве в одном ряду плечом к плечу стоят студенты и преподаватели. Тот же демократизм наблюдаем и в столовой, где все – и студенты и преподаватели, равны, "как зубья одной расчески". Это создает особую атмосферу братства и взаимопонимания. Работающие в университетской столовой женщины, все, как одна, в хиджабе.

Большое внимание уделяется преподавательскому составу университета: из 25 преподавателей один академик, 2 доктора и 2 кандидата наук, 8 – учатся в аспирантуре Казанского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского педагогического университета и Института истории Академии наук Республики Татарстан. Есть преподаватель из университета "Аз-Зарка" (Иордания). Часть преподавателей – соблюдающие мусульмане, приглашенные из других ВУЗов города, а также из исследовательских институтов.

Представляет интерес тематика диссертаций профессорско-преподавательского состава. Например, тема исследования одного из преподавателей, выпускника университета в Эр-Рияде, посвящена Корану, причем это вторая диссертация на русском языке, посвященная изучению Слова Аллаха, первая была защищена одним из востоковедов ленинградской школы. Две диссертации посвящены изучению работ наших великих предшественников – Марджани и Утыз-Имяни, еще одна исследует распространение суфизма в Поволжье.

Преподавательские кадры были приглашены не только из Татарстана, но и из других регионов и даже стран бывшего Советского Союза. Основным костяком преподавательского состава являются выпускники исламских университетов Аммана, Эр-Рияда, Хартума, Ташкента и уже самого РИУ. Многие из них имеют по два высших образования. Таким образом, постепенно в стенах университета формируется научная школа, подобная той школе, которая существовала в нашей стране до революции.

География набора абитуриентов также достаточно разнообразна: учатся преимущественно жители Татарстана, хотя есть немало студентов и из других регионов Российской Федерации – в основном уроженцев Волго-Уральского региона и небольшая часть уроженцев Северного Кавказа. Также в университете учатся несколько стуентов из стран СНГ – Казахстана, Кыргызстана и др.

Российский Исламский университет располагает своим редакционно-издательским отделом, руководимым Нурисламом Ибрагимовым.

- Целью создания редакционно-издательского отдела, – говорит Нурислам-хазрат, – было обеспечение литературой студентов и населения. Сегодня издается очень много сомнительных книг. Бороться с ними бесполезно, лучше издавать достоверную литературу, и тогда сомнительная сама исчезнет. В издаваемой нами литературе мы обязательно указываем источники: это слова Аллаха, пророка и мнение известных ученых. Сами добавляем лишь комментарии сообразно со временем и обстановкой – берем на себя эту ответственность, пусть нас простит за это Аллах. Но и эти мнения также опираются на какие-то источники. Например, сейчас переводим "Шарху акыдату Тахавийя" на татарский. Подготовили "Фикх маджмуа" Адгама Абдуллы на русском языке, "Аль-Ихтияр" Абдуллы ибн Махмуда, "Мухтасар" аль-Кудури, учебники по сарфу и наху на татарском, "Иман, ислам нигезляре" на татарском, перевели на татарский "Наставление верующим", " Радость сердец благочестивых". Сейчас печатается "Рухи тарбия" – комментарий более 700 хадисов из "Джавамигуль калим", "1001 хадис" и "Ислам ахлягы" (два первых из них – сборники хадисов с комментариями, выполненными известными татарскими учеными в XIX веке).

Издаем преимущественно на татарском, потому что живем в Татарстане. Пока у нас состав редакторов и переводчиков – преимущественно татары. Для перевод на русский язык у нас нет редактора. Пока поставили задачу выпускать книги на татарском языке, но в дальнейшем, конечно, будем и на русском (несколько книг уже готово к печати).

Одна из основных задач – подготовка учебников для медресе и религиозной литературы для широкой аудитории. Например, "Рухи тарбия" – одновременно и учебник по хадисам и руководство для проповедей для имамов.

На самом деле это лишь маленькая толика из всей работы РИУ. Огромную работу ведет, например, подготовительное отделение Университета, продолжается деятельность по подготовке и "шлифовке" учебных программ. Но об этом мы расскажем в следующих номерах газеты.







Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика